Загружается...

Другие виды транспорта 

99

Водный транспорт использует естественные водные пути, не требующие огромных затрат, однако направление водной артерии не всегда совпадает с требуемым курсом и местом назначения. Водный транспорт, не требующий большого количества топлива, перевозит и крупногабаритные грузы. Однако скорость у него невысокая.

В начале XX века по водным артериям Амударьи и Аральского моря перевозилось множество пассажиров и грузов. В 1924 году общая протяженность водных путей пароходов и лодок составляла 887 км. В 1980 году она достигла 2800 км. От порта Пяндж на Амударье до Муйнака осуществлялось судоходство. Из-за уменьшения воды в реках и обмеления Аральского моря протяженность водных путей резко сократилась.

В настоящее время водный транспорт в основном состоит из Амударьинского пароходства и частично - из Сырдарьинского. На Аральском море движение пароходов прекратилось из-за резкого снижения уровня воды. В республике созданы объединения «Термезский речной порт», «Хорезмский речной флот», «Речной флот Каракалпакстана». Речной флот страны имеет около 150 теплоходов, а также барж, вспомогательных судов и других средств техники. Общая протяженность водных путей составляет около 1000 км. Грузы доставляются в основном в направлениях Термез-Хайратон, Шарловук-Турткуль, Ходжейли-Турткуль, Ходжейли-Беруни, Каратау-Тахиаташ.

В будущем Узбекистан тоже будет иметь свой флот в мировом океане. А пока часть грузов, вывозимых из страны и ввозимых извне, перевозят за арендную плату фрахт-суда других государств.

Фрахт - оплата за перевозку грузов по воде. Она определяется в зависимости от веса и объема груза, расстояния, времени, затраченного на перевозку. Узбекистан вынужден перевозить свои вывозимые за границу товары на иностранных судах и затрачивать  большие средства.  
        
Воздушный транспорт - очень дорогой и вместе с тем самый ско­ростной и не зависящий от рельефа местности вид транспорта. В пере­возке пассажиров на дальние расстояния, в частности за рубеж, ни один из видов транспорта не может соперничать с воздушным.

Большинство перевозимых по воздуху грузов - очень срочные и ценные (скоропортящаяся продукция, почта и др.). В настоящее время наша страна осуществляет связи со многими зарубежными странами. Теперь в аэропортах многих стран можно увидеть самолеты, на бортах которых изображен государственный флаг нашей республики и красуется надпись «Узбекистан».

Воздушный транспорт Узбекистана успешно занимается перевозкой не только пассажиров (ежегодно более 8 млн человек), но и различных грузов. Общая протяженность местных воздушных линий страны - более 60000 км. Ташкент стал самым крупным узлом воздушного сообщения страны.

Трубопроводы используются в основном для доставки газа и частично - нефти. Наиболее важными среди газопроводов являются трассы Джаркак-Бухара-Самарканд-Ташкент, Мубарек-Ташкент. По своей протяженности и величине диаметра труб газовые трубопроводы, проложенные от Узбекистана до Урала (2100 км) и Москвы (3500 км), занимают одно из первых мест в мире. Однако производительность трубопроводов зависит не только от диаметра трубы, но и от давления газа или нефти. Достижения науки и техники сегодня позволяют создавать давление в 120 атм. и даже более и производить особо прочные трубы, выдерживающие такое давление. Но сейчас в нашей стране давление в трубопроводном транспорте не превышает 40 атмосфер. Перевозить по трубам газ и нефть в условиях Узбекистана, по сравнению с северными государствами, намного дешевле. На севере нефть и газ запустевают от холода, от чего уменьшается их проходимость по трубам. В качестве профилактической меры трубы через определенное расстояние приходится прогревать специальными печами. Поскольку зимы в Узбекистане не очень холодные, в таких печах здесь нет особой необходимости. Следовательно, снимаются дополнительные затраты, и потребитель от этого бывает в выигрыше.

С появлением в нашей стране электрической системы и ее подклю­чением к системе Средней Азии возник новый вид транспорта - электронный транспорт. По высоковольтным линиям электропередач, протянутым между вилоятами Узбекистана и отдельными государствами, передается электрическая энергия.

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив