Сухопутный транспорт 

5 596

Железнодорожный транспорт работает независимо от климатических условий и времени года. Скорость у него большая, а себестоимость перевозки грузов относительно низкая. Железнодорожные магистрали можно протянуть в различных направлениях. В настоящее время общая их протяженность составляет более 6 тыс.км.

По сравнению с соседними странами (Кыргызстан, Таждикистан, Афганистан, Туркменистан) в Узбекистане железных дорог больше, и в техническом отношении они оснащены намного лучше. Почти все железные дороги нашей страны проходят по равнинам и речным долинам.

Железная дорога Джизак-Самарканд проложена на высоте 850 м над уровнем моря. Крупнейший транспортный узел страны - железнодорожная станция Ташкент - имеет международное значение. Отсюда поезда уходят в четырех направлениях. В 40-х годах XX века в целях разработки залежей каменного угля была проложена железная дорога Ташкент-Ангрен. Для ускорения освоения Мирзачуля (Голодной степи) была построена железная дорога Ташкент-Джизак-Сырдарья (проследите на рис. 65 эту дорогу). Эта дорога наикратчайшим путем связала западную часть республики с Ташкентом. Железные дороги играют важную роль и в перевозке пассажиров. В течение года железной дорогой пользуются более 10-15 млн пассажиров.

В целях дальнейшего развития экономических и культурных связей западных районов Узбекистана с Российской Федерацией, Украиной и Беларусью была построена железная дорога Кунград-Бейнау (410 км), кото­рая связала Республику Каракалпакстан, Хорезмский, Кашкадарьинский и Сурхандарьинский вилояты, а также Республики Таджикистан и Туркменистан через Казахстан с Россией. По этой дороге стали перевозить хлопковое волокно и хлопковое масло, нефтепродукты, стройматериалы, пищевые продукты. Транзитные грузы из Азии и Европы, следующие по территории нашей страны, тоже в основном перевозятся по этой дороге.

Транзит - это провоз грузов или проезд пассажиров через промежуточную станцию, вилоят, страну.  
      
Электрификация железной дороги Ташкент-Гулистан стала первым шагом в электрификации железных дорог нашей страны. Позже были электрифицированы кольцевая железная дорога Ташкент-Келес-Назарбек-Ташкент и железнодорожные магистрали Ташкент-Ходжикент, Ташкент-Ангрен. В годы независимости были электрифицированы и сданы в эксплуатацию линии Гулистан-Хавает-Бекабад и Гулистан-Хаваст-Джизак, позднее - часть дороги Джизак-Самарканд. В результате протяженность электрифицированных дорог достигла 800 км.

С электрификацией железных дорог и пуском электровозов возросла скорость поездов и увеличилась пропускная способность железных дорог и, следовательно, повысилась производительность труда.

Пропускная способность железной дороги - это количество поез­дов, которые могут пройти по ней за сутки. Пропускная способ­ность двусторонних железных дорог за сутки может достичь до 150 пар поездов, а односторонних дорог - до 30 пар поездов, Для перевозки пассажиров в направлении Ташкент-Самарканд проложена современная скорост­ная трасса для электропоездов «Афрасиаб», по техническому осна­щению соответствующая миро­вым стандартам. В ре­зультате введения в эксплуатацию скоростной железной дороги, построенной впервые в Средней Азии, удалось ликвидировать огра­ниченные возможности автомобильных дорог, препятствовавшие развитию туризма.

В годы независимости для ускорения развития окраин Узбекистана и создания единой железнодорожной системы введена в эксплуатацию железнодорожная линия Навои-Учкудук-Султан Увайстаг-Нукус. Построена и сдана в эксплуатацию новая электрифицированная железная дорога Ургенч-Беруни. А также была построена железная дорога Гузар- Байсун-Кумкурган, протяженностью 233 километра, которая имеет большое значение в социально-экономическом развитии этих регионов. Теперь началась электрификация железной дороги, идущей из Самарканда в Карши, из Карши в Термез.

Приступили к строительству 19-километрового железнодорожного тоннеля и путей «Ангрен-Поп» с общей протяженностью 125 км и соединяющих Ферганскую долину с другими районами страны. Эта дорога имеет большое значение при завершении формирования единой железнодорожной магистрали на территории нашей страны. Таким образом она явится частью транснационального транспортного коридора, соединяющего Европейский континент с Азией.

Наряду со строительством внутренних железных дорог наша республика принимает деятельное участие и в строительстве международных желез­ных дорог на территории соседних государств. В частности, наша страна принимает участие в строительстве Трансазиатской магистрали Стамбул-Ташкент-Алматы-Пекин, которая имеет огромное значение для укрепления независимости и экономики Узбекистана.

Магистраль (от латинского «magistralis» - направление, основной путь сообщения.
Сданы в эксплуатацию участки этой магистрали - станция «Дружба» (Казахстан), Теджен-Сарахс в Туркменистане и Сарахс-Мешхед в Иране (1996 год), и сейчас по ним полным хо­дом курсируют поезда. Особенно весомым был вклад из Узбекистана строителей в прокладку железнодорожной линии Теджен-Сарахс протяженностью 133 км.
В перспективе железные дороги Узбеки­стана станут центральным звеном этой магистрали. По ней через участок Бухара-Бейнау можно будет выйти в Европу, а через Теджен-Сарахс - в страны Юго-Западной Азии.

Автомобильный транспорт может (без привлечения других видов транспорта) доставить грузы непосредственно потребителю. Автомобильный транспорт связывает предприятия промышленности и сельского хозяйства с магистральным транспортом, перевозит основную часть грузов в городах и пригородных районах.

При перевозке грузов и пассажиров на короткие (до 100 км) и средние расстояния автомобиль, безусловно, удобнее, чем поезд. Особенно велико значение автомобильного транспорта в горных районах нашей страны.

Большое значение имеет Большой Узбекский тракт протяженностью 700 км, построенный в 40-е годы и проходящий через Ташкентский, Сырдарьинский, Джизакский, Самаркандский, Кашкадарьинский и Сурхандарьинский вилояты.

В 1959 году была построена автомобильная дорога Ташкент-Ангрен-Коканд (248 км). Она проходит через перевал Камчик Кураминского горного хребта (2270 м). По этой дороге из Ташкента в Фергану грузы перевозятся в 3-4 раза быстрее, чем по железной дороге. На сегодняш­ний день завершены работы по расширению этой дороги (возле перевала Камчик), а также по строительству двух тоннелей. В 2012 г. сданы в эксплуатацию автомобильная дорога Гулистан-Ахангаран протяженностью 116 км, а также дорога в обход г.Коканд.

Раньше транспортно-экономические связи вилоятов нашей страны с Казахстаном и Кыргызстаном осуществлялись через Ташкент. Для разгрузки дорог внутри города за его чертой была построена кольцевая дорога. Длина ее составляет 64 км, и она считается единственной дорогой такого рода в Узбекистане.

С обретением независимости в Узбекистане возросла потреб­ность в дорогах, связывающих республику с зарубежными странами. В этих целях наша страна участвует своей долей в строительстве и реконструкции автомобильной дороги Андижан- Ош-Эргаштом-Кашгар, пре­доставляющей возможность выхода на Китай и Пакистан, автомобильной доро­ги Термез-Герат-Карачи, открывающей путь к Индийскому океану.

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.