Джизакский вилоят 

129

Из истории Джиака изак очень древний край – оазис, который можно назвать одним из прелестных уголков, природа, климат, рельеф, животный и растительный мир которого предназначены для его величества человека. С южной и частично c западной стороны он окружен горными системами Туркистан и Нурота, на северной территории простираются озера Арнасой – Айдар – Тузкон. Горные системы придают рельефу озер и природе края особую красоту и вместе с тем обеспечивают резко умеренный климат. Горные вершины покрыты снегом и льдом. На склонах горных систем Човкар тог, Иструшона располагаются густые арчовые рощи. Даже в знойную жару склоны Човкар тог переливаются всеми цветами радуги. На высоте 1800 метров над уровнем моря на склонах гор начинаются арчовые рощи. Чем выше в горы, тем гуще рощи. В области имеется более 20 ущелий. Хотя они и не исследованы специалистами, только по воспоминаниям любителей, спускавшихся в ущелье Пишогор, в ущелье имеется широкая и длинная площадка (зал), очаг с красноватым пеплом, на стенах много рисунков и петроглифов. Кроме того, то, что длинное ущелье искусствеxнно заужено и сделаны дополнительные ступеньки для следующего зала свидетельствует о том, что здесь в древние времена жили первобытные люди. На юге горы Молгузар есть ущелье, которое когда-то применялось в качестве Буддистского храма. В книге «История династии Суй» упоминается Восточный Цао (Иструшона): «Здесь есть город Еча. В этом городе расположено ущелье с закрытым входом, в котором дважды в год делались жертвоприношения». Джизакская область расположена в центре нашей страны – на перекрестке исторического торгового пути, протянувшегося с востока на запад, с юга на север. Караваны, послы, войска отправлялись с территории нашей Родины на восток или запад именно через эти места. Южная граница области граничит с горными системами, горная система Нурота на северной стороне через ворота Тимура соединяется с горной системой Туркистон. В Джизакской области найдены богатые материалы, относящиеся к палеолиту. Потому что рельеф области, умеренный климат, высокая норма температуры, обиталища человека на склонах гор, природные ручьи, плодородная почва – свидетельствуют о том, что здесь были все условия для процветания древней цивилизации. Информация по истории Джизака встречается в произведениях Табари «Тарих Табарий», Ибн ал-Асира «Мукаммал тарих», Гардизи «Занул ал-ахбор», Шарафиддина Али Язди «Зафарнома», Захириддина Мухаммада Бобура «Бобурнома», Хофиза Таниш Бухори «Абдулланома», ас-Сомони «Насабнома», Мухаммаддиёра ибн Араба Катагона «Мусаххир ал-билод», Насафи «Самаркандия», Мухаммада Солиха «Шайбонийнома», Мирзы Хайдара «Тарихи Рашидий», Мирзы Абдуазима «Тарихи салотина мангития», «Мехмонномаи Бухоро», «Тарихи гузида» в виде кратких афоризмов, сообщений, сказанных мимоходом о некоторых городах, туманах и поселках нашего оазиса. Кроме того, в произведениях академика В.В.Бартольда «Из истории ирригации Туркистана», «Туркистан в период монгольского ига», «Из истории культуры Туркистана», «Географический очерк о Моварауннахре» имеется информация о топономических терминах, соответствующих региону, их месте, ирригационных сооружениях, городах, поселках. Эта территория, входившая в состав древней Согддианы, иногда называвшаяся «Земля саков за Согдом» начиная со II века до н.э. являлась административной территорией. Исторические источники говорят о том, что в древности здесь жили племена согдийцев, саков (скифов), мимиканы, дахи, апасиаки, абийцы, сакарауки, катиары. По свидетельству источников, в бронзовом веке сложные этно-культурные процессы, протекавшие в Центральной Фзии, не миновали территорию нашей области. На склонах гор, в ручьях и на склонах, на территориях, обеспеченных природными ручьями, население осело под влиянием орошаемого и богарного земледелия. В частности, на берегу рек Сангзор, Зоминсой, Ровосой, Сайхон, Хужа мушкент, Корасув стало развиваться орошаемое земледелие и садоводство. На бескрайних степях на северной и восточной территории области проживали племена скотоводов-кочевников. Рисунки различных животных на скалах Такалисой, Тангатопди, Зоминсой, Учма также свидетьельствуют об этом процессе. Население на территориях, пригодных для орошаемого земледелия занималось земледелием, в степях и на склонах гор – скотоводством. В городах было развито кузнечное дело, чеканка, ткачество, гончарное дело. Племена поклонялись солнцу. Поэтому их божество называлось Кук Тангри. Завоевание греками, затем Салавкийцами, во времена Греко-Бактрийского государства проживавшие на берегу Сырдарьи и прилегающих территориях скифы (саки) вели беспрерывную борьбу против греков. Благодаря этой борьбе в III веке до н.э. на берегу Сырдарьи и прилегающих территориях появилось государство Канг, население которого говорило на тюркском языке. Ведущую роль в появлении этого государства сыграл народ конка (кангли). Государство Кангли охватывало территорию с севера Амударьи до берегов Сырдарьи и состояло из нескольких административно-территориальных областей. В составе этих областей в 176 году до н.э. на территориях, занимаемых кангли (К.Ш.Шониёзов называет их кангары), имелись и согдийские земли. Горная система Туркистон и Иструшона, входившая в степные земли на его севере, в древности назывались «Земля саков за Согдом». В период правления эфталитов стало расти число цветущих оазисов с развитым земледелием, городов с развитой торговлей и ремеслом. На территориях, где имелись предгорные и естественные озера, стало развиваться садоводство, орошаемое земледелие, выращивание хлопка и пшеницы. В V веке выращенное в Средней Азии хлопковое волокно стало пользоваться спросом. В степных регионах развивалось скотоводство. Вслед за Ферганскими конями – тулпарами стало расти число карабайиров. По своему происхождению эфталиты принадлежат к народу юе-чжи. Их в Византийских источниках называли белые гунны (белые хунны), в китайских источниках «еда», в средневековых персидских, арабских источниках «хайтал». Источники подтверждают, что когда власть перешла к эфталитам, на территорию переселилдись кочевые тюркские скотоводы, большая часть пастбищ перешла в их распоряжение, степные пастбища также стали захватывать тюркские скотоводы. Эфталиты подружились со скотоводами, вследствие чего произошло расширение земель, пригодных для орошаемого земледелия, особенно, на территориях Сангзор, Зоминсой и Равосой. В источниках говорится, что дехкане-аристократы строили крепости с фундаментом из кирпича-сырца и глины, и что стены здания также были из толстой глины. Такие здания-крепости с течением времени и вследствие различнывх нападений превратились в возвышенности, которых в настоящее время историки зарегистрировали на территории Джиизакского, Зоминского, Бахмальского, Галляаральского, Форишского туманов более 200. С целью защиты оазиса от внешних врагов в Ташкентском оазисе было начато строительство крепости «Кампир девор», остатки которой в первой половине ХХ века находились и с южной стороны Джизака. Постоянный контроль эфталитами Великого шелкового пути стал стимулом для развития в городах Джизаке, Зомине, Харакане, лежавших на этом пути, гончарного дела, слесарного, ювелирного и оружейного дела. На рынках был большой выбор гончарных изделий, кожаной и шерстяной одежды, лошадей, овец, садовой и бахчевой продукции, зерна. Начиная со второй половины XI века власть эфталитов пошатнулась. Внутренняя раздробленность захваченных земель оказала влияние и на силу власти. Кроме того, войны на западе с Ираном, на юго-востоке с Индией и на севере с Турецким ханством были разрушительны. Иран первым начал борьбу с эфталитами и в 562 году вытеснил их из Хорасана. А на севере с целью захвата плодородной, цветущей земли, Согдиану, где располагались центральные города Шелкового пути, тюркские войска во главе с Истемиханом один за другим захватили Ташкент, Чирчик, Пойканд, Самарканд и дошли до Бухары. Войско Тюркского ханства под командованием Истемихана в 565 году 8 дней воевало в Кунгиртау на севере Карши, победило власть эфталитов, и Согдиана перешла во владение Тюркского ханства. Территория области начиная с 565 года находилась во власти Тюркского ханства. С целью укрепления власти в захваченных землях и сохранения системы управления в надежных руках ханство внесло ряд изменений в вопрос престолонаследия, и передало правление улусами настольнику престола – шехзаде. В составе улусов, имевших свое войско, были созданы бекства. В Иструшоне также за счет крупных городов появились бекства. Тюрки привнесли свои обычаи, и на захваченных землях на предгорных площадях стали развивать скотоводство. В скотоводстве овцы и табуны занимали ведущее место. Также развивалось орошаемое земледелие. Слабая и разрозненная природа государственной власти, неопытность в управлении государством, опора на наследственные органы власти при внедрении государственных функций – черты, присущие земледельческому государству. В период тюркского ханства оседлые тюркские племена на территории современного Узбекистана объединились с генетически родственными по языку, культурным традициям местными тюркскими народами, и подняли историческое развитие своего сильного турецкого государства на новый уровень. В период ханства усилились торговые связи с Китаем, и Китай поставлял в большом количестве шелк, напрямую были установлены посольские отношения с Европой. В 588 году хан Чули Хи Ун (корачурин) начал бой против Ирана. К сожалению, боевые сражения не принесли пользу тюркским народам – в истории ханства началось раздробление, внутренние конфликты. В результате войны с Ираном ханство разделилось надвое, и в центральном Еттисуве возникло Западное Тюркское ханство. Народы в составе Западного Тюркского ханства по своему происхождению были родственными и состояли из тюркских народов. Их языковая близость и через века стала причиной их соединения с этнической точки зрения. В Тюркском ханстве еще во времена эфталитов были установлены близкие отношения с согдийскими торговцами. Согдийские торговцы покупали у тюрков шелковые ткани, доставляли их в Иран, а оттуда продавали в Византию. В результате в Джизакском, Галляаральском, Бахмальском и Зоминском туманах в установленные дни недели создавались базары. Тема в зависимости от дня, когда был базар, назывались Якшанба, Душанба, Сешанба, Чоршанба, Пайшанба, Жума, и в настоящее время эти названия превратились в топономические термины. Именно в этот период на северо-западе города Джизака, в восточной стороне горы Пистали на границе с Дашти Кипчаком, в природно-географически благоприятном месте (с трех сторон окружено горами, восточная сторона открыта) в первый день месяца появился оптоый базар Мирасманди. Все арабские путешественники средних веков упоминали этот оптовый базар. Абу Райхон Беруний писал, что оборот за один день на этом базаре равен 200 тыс. динаров. В период ханства в Согдиане и Иструшоне росли города, развивалось ремесло. Изготовленные в Джизаке кожаные и шерстяные изделия поставлялись на базары Ирака. Название иструшона впервые встречается в начале VII века в книге Ли-Янь-шоу «История северных домов» (386-581 годы), в главе «Бейши». В ней наряду с краткой информацией об административной территории Иструшоны говорится о том, что здесь есть золото, железо, медь, что население поклоняется огню. Последующие данные об административной территории Иструшоны даны в летописях «История дома Суй» (581-518 годы), «История дома тан» (618-907 годы). С начала VIII века Иструшона стала богатым государством с большим числом населения. Моварауннахр, в частности, согдийцы, за ними иструшонцы, ферганцы были не в состоянии защитить себя. Хотя они знали, что арабское захватничество принесет гнет, каждое бекство стремилось защитить себя, в некоторых случаях с помощью тюркских войск они ненадолго заставляли арабов отступить. Хотя наступление арабов в Моварауннахр началось со второй половины VII века, поход с целью захвата Иструшоны был в VIII веке. Хоким Хорасана Кутайба ибн Муслим в 712 году захватил Самарканд и в 713 году начал поход в Уструшону, Ташкент, Фергану. Его первый крупный бой в Иструшоне был вблизи Джизака – на реке Илонутти против войска Тюркского ханства. Победивший в этом бою Кутайба срахился в Минке с «людьми в черных одеждах» (дахами). Войско Кутайбы разрушило крепостную стену Джизака и пролил кровь многих людей. Напору войска Кутайбы не смогли противостоять города Бурнамад, Зомин, Шагар, Сабот. Иструшона сдалась. Караваны с драгоценностями, золотом направились в центр халифата. В VII-VIII веках для развития земледелия и связанной с ним системы ирригации и торговли на территории Узбекистана стало развиваться строительство каравансараев в размере одного дня пути на Великом шелковом пути. В городах развивалось ремесло. Особенно процветало гончарное дело, ремесло по изготовлению необходимых инструментов для сельского хозяйства. В городах и крепостях были возведены оборонительные стены. В частности, стремительно росло строительство крепостей. В том числе, в городе Бухаре и на ее границе возведено 4 тысячи, в Иструшоне 400, в Хорезме 1200 крепости. Из книги профессора У.Носирова «Жиззахдан айтар сузим» (Т., «Экстремум Пресс», 2011 г.).


Chop etish


  Ko'rganlar soni: (3187)
 Pdf ko'rish



Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив