Текстильная промышленность
Текстильное производство считается наиболее важной отраслью легкой
промышленности. В Узбекистане еще в древности умели ткать хлопчатобумажные и
шелковые ткани. Такие ткани, как атлас, зондоначи, плюш, бекасам, алача
вывозились по Великому шелковому пути в Европу и страны Ближнего Востока. В
начале XX века 30 тысяч ремесленников занимались производством тканей.
Изобилие сырья, исторически сложившееся мастерство народа и удобство
транспортировки стали причиной создания в середине XX века в Ташкенте, Фергане,
Андижане и Бухаре текстильных предприятий. Производство хлопчатобумажной ткани
в стране в год превышало 453 млн кв. метров. Однако в расчете на душу населения
этот показатель составлял 18 метров, то есть не достигал и половины нормы,
несмотря на изобилие сырья и имеющийся здесь трудовой потенциал.
После обретения независимости в Узбекистане стали создаваться совместные с
США,
Италией, Турцией, Пакистаном, Индией, Республикой Корея и другими странами предприятия по выпуску тканей,
которые могли бы выдержать конкуренцию на мировом рынке. В частности, в
Ташкенте было сдано в эксплуатацию совместное с США хлопкопрядильное
предприятие «Супертекстиль», а в Бухаре и Самарканде — совместные предприятия
«Афган-Бухара-Самарканд». Предприятия текстильной промышленности заново
оборудуются мощными станками, завозимыми из-за рубежа. Улучшилось качество
тканей, изготавливаемых из искусственных волокон.
На текстильных
комбинатах выпускаются хлопчатобумажные и шерстяные ткани, а
также ткани из шелковых и льняных нитей.
Процесс производства тканей осуществляется поэтапно на отдельных фабриках,
где соответственно прядут нить, ткут ткани и отделывают их. Транспортные
расходы, а также затраты на погрузку-разгрузку суммируются и входят в
себестоимость готовой продукции.
Следовательно, текстильное производство целесообразнее сконцентрировать на
крупном предприятии (комбинате).
Излишняя часть производимого в республике шелка-сырца экспортируется в
зарубежные страны.
Таким образом, при размещении текстильных предприятий учитываются такие
факторы, как интересы потребителей, трудовые ресурсы и сырье.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.