Ферганский экономико-географический район
Экономико-географическое положение и природные ресурсы. В административном
отношении Ферганский экономико-географический район состоит из Андижанского,
Наманганского и Ферганского вилоятов. Экономико-географический район занимает
около 4% территории республики, но в нем проживает 1/3 часть населения
Узбекистана. Территорию района со всех сторон окружают горы.
Основная часть полезных ископаемых сосредоточена в горах. Между горами
расположены живописные оазисы — Шахимардан, Нанай, Гавасай и Касансай, где
построены дома отдыха, санатории. По самой низменной части
экономико-географического района протекает Сырдарья. Поскольку население
тысячелетиями занималось орошаемым земледелием, здесь почва и растительный мир
стали окультуренными.
На территории района найдены нефть, газ, сера, олово, золото, цинк,
марганец, жаропрочная глина, различные виды стройматериалов, кальциевая соль,
целебные воды. Разработка залежей полезных ископаемых в регионе удобна для
производства. Во времена, когда тут проходил Великий шелковый путь, полного
расцвета достигли сельское хозяйство, торговля, ремесла. В XIX веке была
построена железная дорога, значительно укрепившая экономико-географическое
положение района.
Население. По численности населения, плотности и удельному весу трудовых ресурсов в
хозяйстве район занимает первое место в стране среди экономико-географических
районов. Население увеличивается в основном за счет естественного прироста.
Из-за быстрого прироста населения и ограничения площади свежеосваиваемых земель
неуклонно растет количество излишней рабочей силы. Чтобы решить эту проблему,
необходимо увеличить число предприятий социальной сферы, развивать трудоемкое
производство, а также можно переселить часть населения в вилояты с дефицитом
трудовых ресурсов.
Здесь издавна много крупных городов, поселков городского типа и кишлаков. В
составе трудовых ресурсов много квалифицированных кадров. Чем выше в горы, тем
меньше населенных пунктов. В Центральной Фергане плотность населения тоже
небольшая. 58% населения района проживает в городах.
Хозяйство и его организация в регионе. Территориально-производственный
комплекс Ферганы в высшей степени усовершенствован. Уже в начале прошлого века
он выделялся в этом отношении среди других районов.
Сельское хозяйство отличается от хозяйств других районов высокой интенсивностью.
Район поставляет около 25% выращиваемого в стране хлопка. Горные ущелья и
склоны не дают возможности широко пользоваться техникой. Поэтому на этих
землях преобладает садоводство (рис. 87). В пригородах широко распространены
сады и виноградники, выращивание овощей, картофеля и бахчевых.
Животноводство в основном специализируется на мясо-молочной продукции.
Ферганский экономический район — одна из баз шелководства страны. Около 45%
собираемых в республике коконов поставляет этот район.
Промышленность. За последние десятилетия, благодаря большому объему
полезных ископаемых, на базе энергетики и сельскохозяйственного сырья возникли
новые отрасли промышленности. Однако в районе доля собственного
топливно-энергетического комплекса невелика. Газ поставляется из Бухары. Хотя
Кувасайская ТЭС, Ферганская, Андижанская и Наманганская ТЭЦ, Шахриханская и
Намангансайская гидроэлектростанции работают полностью на район, они не могут
удовлетворить его потребности в электроэнергии. Для удовлетворения нужд планируется
строительство Туракурганской ТЭС мощностью 900 мегавольт, которая сыграет
огромную роль в перспективном развитии Ферганского экономикогеографического
района.
Асака, Коканд, Наманган и Фергана являются крупными центрами
машиностроения. В Ферганском хозяйственном производственном комплексе (ХПК)
развита и промышленность строительных материалов. Действуют Кувасайский
цементный завод, домостроительные комбинаты, завод железобетонных конструкций в
Андижане, Фергане, Коканде и Кувасае. Легкая и пищевая промышленности являются
основными отраслями. Район опережает другие экономико-географические районы по
производству кожаной обуви и растительного масла.
Транспорт. Район в достаточной степени обеспечен железнодорожным, автомобильным и
воздушным транспортом. Железнодорожная магистраль кольцом огибает долину.
Степень обеспеченности района железными дорогами в два раза выше средних
показателей по стране. С другими экономико-географическими районами он связан
через «Ворота Ходжента» и автомобильной дорогой Ташкент—Ангрен—Коканд. В
масштабах района особенно важную роль играет автомобильный транспорт.
Внешнеэкономические связи. Район экспортирует хлопковое волокно и
масло, сухофрукты, консервы, хлопчатобумажные ткани, машины, минеральные
удобрения, цемент, шифер, керамические и фарфоровые изделия и др. Завозятся
уголь, зерно, лесоматериалы, удобрения, текстиль, оборудование и культтовары.
Административные единицы экономико-географического района отличаются
территориально-производственными комплексами, отраслями хозяйства, природными и
экономическими возможностями.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.