Ферганский экономико­-географический район 

9 730

Экономико-географическое положение и природные ресурсы. В административном отношении Ферганский экономико-географический район состоит из Анди­жанского, Наманганского и Ферганского вилоятов. Экономико-географический район занимает около 4% территории республики, но в нем проживает 1/3 часть населения Узбекистана. Территорию района со всех сторон окружают горы.

Основная часть полезных ископаемых сосредо­точена в горах. Между горами расположены живо­писные оазисы — Шахимардан, Нанай, Гавасай и Касансай, где построены дома отдыха, санатории. По самой низменной части экономико-географического района протекает Сырдарья. Поскольку население тысячелетиями занималось орошаемым земледелием, здесь почва и растительный мир стали окультуренными.

На территории района найдены нефть, газ, сера, олово, золото, цинк, марганец, жаропрочная глина, различные виды стройматериалов, кальцие­вая соль, целебные воды. Разработка залежей полезных ископаемых в регионе удобна для производства. Во времена, когда тут проходил Великий шелковый путь, полного расцвета достигли сельское хозяйство, торговля, ремесла. В XIX веке была построена железная дорога, значительно укрепившая экономико-географическое положение района.

Население. По численности населения, плотности и удельному весу трудовых ресурсов в хозяйстве район занимает первое место в стране среди экономико-географических районов. Население увеличивается в основном за счет естественного прироста. Из-за быстрого прироста населения и ограничения площади свежеосваиваемых земель неуклонно растет количество излишней рабочей силы. Чтобы решить эту проблему, необходимо увеличить число предприятий социальной сферы, развивать трудоемкое производство, а также можно переселить часть населения в вилояты с дефицитом трудовых ресурсов.

Здесь издавна много крупных городов, поселков городского типа и кишлаков. В составе трудовых ресурсов много квалифицированных кадров. Чем выше в горы, тем меньше населенных пунктов. В Центральной Фергане плотность населения тоже небольшая. 58% населения района проживает в городах.

Хозяйство и его организация в регионе. Территориально-производственный комплекс Ферганы в высшей степени усовершенствован. Уже в начале прошлого века он выделялся в этом отношении среди других районов.

Сельское хозяйство отличается от хозяйств других районов высокой интенсивностью. Район поставляет около 25% выращиваемого в стране хлопка. Горные ущелья и склоны не дают возможности широко пользо­ваться техникой. Поэтому на этих землях преобладает садоводство (рис. 87). В пригородах широко распространены сады и виноград­ники, выращивание овощей, карто­феля и бахчевых.

Животноводство в основном специализируется на мясо-молочной продукции. Ферганский экономи­ческий район — одна из баз шелководства страны. Около 45% собираемых в республике коконов поставляет этот район.

Промышленность. За последние десятилетия, благодаря большому объе­му полезных ископаемых, на базе энергетики и сельскохозяйственного сырья возникли новые отрасли промышленности. Однако в районе доля собственного топливно-энергетического комплекса невелика. Газ постав­ляется из Бухары. Хотя Кувасайская ТЭС, Ферганская, Андижанская и Наманганская ТЭЦ, Шахриханская и Намангансайская гидро­электростанции работают полностью на район, они не могут удовлетворить его потребности в электроэнергии. Для удовлетворения нужд планируется строительство Туракурганской ТЭС мощностью 900 мегавольт, которая сыграет огромную роль в перспективном развитии Ферганского экономико­географического района.

Асака, Коканд, Наманган и Фергана являются крупными центрами машиностроения. В Ферганском хозяйственном производственном комплексе (ХПК) развита и промышленность строительных материалов. Действуют Кувасайский цементный завод, домостроительные комбинаты, завод железобетонных конструкций в Андижане, Фергане, Коканде и Кувасае. Легкая и пищевая промышленности являются основными отрас­лями. Район опережает другие экономико-географические районы по производству кожаной обуви и растительного масла.

Транспорт. Район в достаточной степени обеспечен железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом. Железнодорожная магистраль кольцом огибает долину. Степень обеспеченности района железными дорогами в два раза выше средних показателей по стране. С другими экономико-географическими районами он связан через «Ворота Ходжента» и автомобильной дорогой Ташкент—Ангрен—Коканд. В масштабах района особенно важную роль играет автомобильный транспорт.

Внешнеэкономические связи. Район экспортирует хлопковое волокно и масло, сухофрукты, консервы, хлопчатобумажные ткани, машины, минеральные удобрения, цемент, шифер, керамические и фарфоровые изделия и др. Завозятся уголь, зерно, лесоматериалы, удобрения, текстиль, оборудование и культтовары.

Административные единицы экономико-географического района отли­чаются территориально-производственными комплексами, отраслями хозяйства, природными и экономическими возможностями.

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.