Социально-экономическое развитие Узбекистана
В годы Независимости Республика Узбекистан достигла значительных
успехов в социально-экономическом развитии. Даже в годы мирового
финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов темпы роста национальной экономики Узбекистана были в
числе самых высоких в мире. С 2010 года
ежегодные темпы прироста ВВП нашей республики
не опускались ниже 8 процентов. В основе этих прогрессивных результатов,
получивших признание многих международных экспертов, лежат огромные ресурсы
социально-экономического развития нашей
страны и целенаправленные, поэтапные реформы, проводимые на базе "узбекской модели” перехода к рыночной
экономике.
Республика
Узбекистан, занимая выгодное
транзитное экономико-географическое
положение в пределах Центральной Азии, играет
важную роль в интеграционных процессах в этом регионе. Вместе с тем, наша страна обладает богатыми природными
ресурсами, дающими большие возможности для развития многоотраслевой
экономики. Прежде всего заслуживает
особого внимания минерально-сырьевой
потенциал Узбекистана. Всего на территории республики обнаружено 2700 месторождений около 120 видов полезных
ископаемых. В частности, Узбекистан среди стран мира занимает по запасам золота
четвертое место, по запасам урана - седьмое, по запасам молибдена -
восьмое, по запапасам меди - десятое.
Среди топливных ресурсов Узбекистана
первостепенное значение имеют запасы природного газа - 14 место в мире. Также наша страна занимает ведущие
позиции в мире по запасам таких нерудных
полезных ископаемых, как калийные соли и фосфориты. Крупнейшие месторождения
различных полезных ископаемых в основном
расположены на территории Навоийской, Ташкентской, Кашкадарьинской областей и Республики
Каракалпакстан. Таким образом, крупные запасы минеральных ресурсов нашей страны
предоставляют широкие возможности для развития цветной металлургии, топливной, химической и строительной
промышленности.
Республика
обладает богатыми агроклиматическими ресурсами,
благоприятными для развития
сельского хозяйства. Продолжительный вегетационный период и обилие
тёплых солнечных дней дают возможность
для интенсивного развития в Узбекистане таких высокоприбыльных отраслей
земледелия, как хлопководство, садоводство,
виноградарство, овощеводство, бахчеводство. Однако из-за развития преимущественно на орошаемой основе сельское
хозяйство республики сильно зависит от фактора водных ресурсов. Этим видом
ресурсов в наилучшей мере обеспечены
территории Ташкентской, Андижанской,
Сурхандарьинской и Самаркандской областей. В то же время в расположенных
в пустынной западной части страны Бухарской, Навоийской областях,
Республике Каракалпакстан сложилась
весьма непростая обстановка в этом отношении. Несмотря на
сложности в обеспечении водой некоторых
регионов, Узбекистан занимает 11 место в мире по площади орошаемых земель.
Население и трудовые ресурсы Узбекистана - также один из
опорных факторов социально-экономического развития страны. Население Узбекистана, составлявшее в 1990 году 20,2
млн человек, достигло к 2017 году
численности в 32,1 млн человек. В период после 2010 года в Узбекистане в пересчёте на 1000 человек
показатели рождаемости держатся на
уровне 23-24, смертности 5-6, а естественного прироста, соответственно 18, то есть 1,8% в процентном
выражении. Но в связи с небольшим отрицательным сальдо миграции (-0,1...-0,2%),
общий прирост населения страны
составляет 1,6-1,7% в год.
За короткий исторический период Узбекистан поэтапно
решил сложные и жизненно важные задачи:
вхождение в систему международных
торгово-экономических связей, совершенствование отраслевой структуры
национальной экономики, развитие промышленности, обеспечение продовольственной,
энергетической и транспортной безопасности.
За годы независимости можно проследить 3 периода в
динамике ВВП страны. Первый,
охватывающий 1991-1996 годы, характеризовался спадом производства. В основном
это было следствием распада системы
территориального разделения труда в масштабе бывшего Со- юза, прекращения
кооперативных связей предприятий Узбекистана с
предприятиями других бывших союзных республик. Второй период, продолжавшийся с 1997 по 2003 год, стал
временем стабилизации экономики и начала роста ВВП. Третий период, начавшийся в
2004 году, продолжается до настоящего
времени. Для этих лет характерны высокие темпы прироста ВВП республики не ниже
8,0 % в год.
За годы независимого развития в отраслевой структуре
национальной экономики произошли заметные изменения. Прежде всего замет но
выросла доля промышленности в ВВП страны. Если в 1995 году доля промышленности в ВВП составляла 17,1 %,
то в 2014 году этот показатель был равен
26 %. Удельный вес сельского хозяйства при
этом снизился с 28,1% до 17,6%. Значительно изменилась и отраслевая структура промышленности. В структуре
отечественной промышленности выросла доля и усилилось значение электроэнергетики,
топливной, химической промышленности, цветной металлургии, машиностроения и
других отраслей тяжёлой промышленности, тогда как доля лёгкой промышленности, в прошлом определявшей
специализацию республики, уменьшилась в
3 раза. С начала 2000-х годов объём промышленного производства в Узбекистане
неуклонно растёт, при этом темпы роста
обрабатывающих отраслей опережают темпы роста добывающих производств. В
результате по итогам 2016 года в структуре
промышленности нашей страны ведущее место с долей почти в 20% заняло машиностроение.
За прошедший период в Узбекистане созданы предприятия совершенно
новых для страны отраслей промышленности: автомобилестроение, микроэлектроника,
производство калийных удобрений и соды,
фармацевтическая промышленность, производство сахара и другие. Были введены в строй крупные предприятия
нефте- и газохимической промышленности.
Только за период после 2010 года в республике построены такие крупные
промышленные объекты, как Тупалангская
ГЭС, Устюртский газохимический комплекс, Хандизинский горно-металлургический
комбинат, Дехканабадский калийный завод,
Хорезмский автомобильный завод,
Зафарабадский цементный завод
и другие.
К настоящему времени в Узбекистане создан
мощный промышленный потенциал.
Республика входит в число крупнейших в
масштабе СНГ и всего
мира производителей золота,
урана, природного газа, кадмия,
молибдена, серной кислоты, азотных
удобрений, тканей, легковых автомобилей и другой промышленной продукции.
За годы независимости изменилась и территориальная
структура промышленности Узбекистана. В
конце 1980-х годов на долю города
Ташкент и Ташкентской области приходилось 50% валового промышленного
производства республики, а в последние годы на эти территории приходится только
30% отечественной промышленной продукции.
В то же время за счёт сооружения новых крупных предприятий заметно вырос
удельный вес в промышленности республики Андижанской, Кашкадарьинской, Навоийской, Бухарской,
Джизакской областей и Республики Каракалпакстан. Следовательно, с течением
времени на территории Узбекистана растёт число промышленных центров.
Большие перемены произошли также в сельском хозяйстве. Первоначальные
цели реформ в этой области заключались в преодолении монокультуры хлопка,
достижении зерновой независимости и развитии
частных фермерских и дехканских хозяйств. В частности, за счёт резкого
сокращения посевных площадей хлопчатника в 1,5 раза были увеличены посевы
зерновых. Благодаря этому в Узбекистане за короткий срок валовой сбор зерна вырос в 3,5-4 раза,
что способствовало обеспечению зерновой независимости страны. Кроме того, в
рамках обеспечения продовольственной безопасности страны большое внимание было уделено развитию овощеводства, картофелеводства,
садоводства, в виноградарства,
молочно-мясного животноводства, птицеводства. В
результате, за годы независимости годовой сбор хлопка сократился с 5,5 млн тонн до 3,4 млн тонн, а сбор овощей вырос
в 2,5 раза, картофеля - в 6 раз, фруктов - в 4 раза, винограда - в 2,5 раза,
производство мяса и молока увеличилось в
2 раза.
В настоящее время Узбекистан входит в ряд крупнейших в
мире производителей и экспортёров
винограда, бахчевых культур, некоторых видов фруктов. Наряду с этим, не
потеряли своего значения и традиционные для Узбекистана товарные отрасли
сельского хозяйства – хлопководство,
шелководство, каракулеводство. По состоянию на 2016 год, республика занимала по сбору хлопка шестое,
а по его экспорту третье место, по
производству шёлка - шестое, по производству каракуля - второе место в мире.
В развитии транспортной системы также достигнуты
значительные успехи. Самым внушительным
достижением можно считать обеспечение территориальной целостности сети железных
дорог республики. Если учесть
протяженность территории Узбекистана на сотни километров с северо-запада на
юго-восток, а также своеобразную конфигурацию государственной границы,
проходящей по высоким горным хребтам и обширным пустыням, актуальность этой
созидательной работы становится
очевидной. Железная дорога Ташгузар-Байсун-Кумкурган соединила Сурхандарьинскую область с единой
системой железных дорог Узбекистана без
пересечения государственной границы, дорога
Учкудук-Мискин-Нукус – Республику Каракалпакстан и Хорезмскую область, а дорога Ангрен-Пап – области
Ферганской долины. Этим к настоящему
времени была выполнена задача обеспечения транспортной безопасности и
независимости республики. По состоянию на 2017
год ведётся строительство железной дороги Канимех-Мискин, которая должна соединить более коротким путем
Навоийскую и Бухарскую области с Каракалпакстаном, и железной дороги от Ургенча
до Хивы – одного из древнейших городов и
центров туризма в стране.
В Узбекистане проделана большая работа по электрификации железных
дорог и налаживанию скоростного железнодорожного сообщения. Так, по маршруту
Ташкент-Самарканд был создан маршрут
скоростных поездов "Афрасиаб”, по маршруту Ташкент-Карши – "Насаф”, из
Ташкента в Бухару – "Шарк”. Ныне начата электрификация железных дорог Карши-Термез и Карши-Китаб. В
связи с этим можно ожидать, что
география скоростных железнодорожных маршрутов в республике будет расширена.
Кроме того, Республика Узбекистан в целях обеспечения
надёжных транспортных выходов к морским портам
по нескольким направлениям и реализации транзитных возможностей своего
экономио-географического положения осуществляет широкомасштабное сотрудничество
по вопросам развития транспорта с такими странами, как Туркменистан и
Казахстан, Российская Федерация и Китай, Азербайджан и Грузия, Иран и Оман. Строительство с участием
нашей страны первой железной дороги на
территории Афганистана (Термез-Мазари Шариф)
стало первым этапом обеспечения кратчайшего для Узбекистана вы- хода к
портам Мирового океана в южном направлении. К сожалению, нестабильность геополитической обстановки в
Афганистане задерживает строительство транспортных магистралей в сторону
Индийского океана на неопределённый
срок.
Широкомасштабные транспортные проекты Узбекистана – неотъемлемая
часть политики нашего государства по дальнейшему развитию внешнеэкономических
связей Узбекистана. К основным внешнеторговым партнёрам Узбекистана, имеющего
внешнеэкономические связи почти со 140
странами мира, относятся Российская Федерация, Китай, Казахстан, Республика Корея, Турция и
некоторые европейские страны. Развитие
транспортной системы создаст условия для развития внешнеторговых связей
республики в новых географических направлениях.
В товарном составе экспорта республики за годы
независимости произошли коренные
изменения. На момент провозглашения независимости в составе экспорта нашей
страны доля хлопкового волокна составляла 60 %. В последующие годы эта цифра
неуклонно снижалась, упав до 5% в 2016
году. В свою очередь, удельный вес в экспорте Узбекистана энергоносителей
(прежде всего, природного газа), цветных
металлов, продукции пищевой, текстильной и химической промышленности,
легковых автомобилей существенно возрос.
За последние годы в целях повышения промышленных и экспортных возможностей регионов, привлечения новых
иностранных инвестиций в нашу экономику
в Узбекистане было создано несколько свободных
экономических зон (СЭЗ). Первоначально были сформированы СЭЗ "Навои”, "Ангрен”, "Джизак” (с филиалом в
Сырдарьинской области), а позже
"Хазарасп” в Хорезмской области, "Гиждуван” в Бухарской, "Ургут” в Самаркандской и "Коканд” в
Ферганской области. В настоящее время на этих территориях осуществляются сотни
производственных проектов с участием отечественных и иностранных инвесторов.
Перспективы
социально-экономического
развития современного Узбекистана зависят от рационального использования
в национальных и местных интересах всех
ресурсов каждого экономического района и
области республики.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.