Геополитическое положение и геополитические отношения Узбекистана 

17 096

Республика  Узбекистан  занимает  уникальное  место  в  мировом  сообществе  и  на  политической  карте  мира.  В  настоящее  время  наша  страна является одним  из  193 государств  -  членов Организации Объединенных Наций  (со 2 марта 1992 года).

Наша  страна  расположена  практически  посредине  Евразии  и  Центральной  Азии.  Территория  республики  протянулась  на  1425  км с  запада  на восток и на  930  км с  севера на юг. Высочайшая  точка  –  пик  Хазрет  Султан  в  Гиссарском  хребте  -  имеет  высоту  4643  м  над  уровне  моря,  а  самая  низкая  точка  –  дно  впадины Мингбулак – расположена на 12 м ниже уровня моря. Общая  протяжённость государственных границ республики - 6221 км, из  которых 2203  км, или  1/3 часть,  приходится на границу с Казахстаном,  1721  км  -  на  границу  с  Туркменистаном,  1161  км  -  на  границу с Таджикистаном, 1069 км - на границу с Кыргызстаном  и 137 км  - на границу с Афганистаном.

Экономико-географическое  микроположение  (расположение  по  отношению к соседним странам) Узбекистана является сравнительно  удобным.  Это  связано  в  основном  с  положением  республики  в  центре  субрегиона  Центральной  Азии  и  непосредственным  соседством со  всеми её странами. Удобство  микро ЭГП Узбекистана  выражается в наличии  достаточно хорошей транспортной  связи со  всеми  сопредельными  государствами.  Благоприятное расположение  нашей  республики  в  пределах  Центральной  Азии  во  многом  способствовало  превращению  её  в  самое  населённое  и  экономически  сравнительно развитое государство субрегиона.

Первый Президент Узбекистана И.А.Каримов в своей книге "Узбекистан на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии  прогресса" по  этому поводу писал:  «Территориально-про странственные  особенности  Узбекистана,  его  географическое  положение  имеют  большое  значение  при  выборе  и  осуществлении  нашей внутренней и внешней  политики… Узбекистан  служит  сегодня  связующим  звеном  между  сопредельными  государствами:  Казахстаном,  Кыргызстаном,  Таджикистаном,  Туркменистаном  и  Афганистаном.  Через  активное  сотрудничество  с  Узбекистаном  открывается  возможность  установления  выгодных  отношений  во  всём Центральноазиатском регионе».

Такое  выгодное  экономико-географическое  положение  Узбекистана  даёт  возможность  для  создания  в  приграничных  (контактных) регионах  (Ферганская  долина, Нижнеамударьинский  регион,  Сурхандарьинская область) совместных предприятий и свободных  экономических зон. Решение проблем использования трансграничных  рек  и  дорог  Центральной  Азии  ещё  более  усилит  выгоды  экономико-географического микроположения  Узбекистана.

Экономико-географическое  мезоположение  Узбекистана,  определяемое по отношению к окружающим Центральную Азию государствам  (Российская  Федерация,  Афганистан, Иран,  страны Кавказа, Китай), оценивается обычно как средне благоприятное. Причины  такой  оценки  обусловлены  следующим.  С  одной  стороны,  Узбекистан хорошо  связан  современными  транспортными  путями  с  государствами  Кавказа  и,  особенно,  с  Российской  Федерацией  и традиционно  ведёт  с  ними  разностороннее  сотрудничество.  Не  случайно  крупнейшим  внешнеторговым  партнёром  Узбекистана  остаётся  Россия.  С  другой  стороны,  связи  Узбекистана  с  прилегающими  к  Центральной  Азии  с  юга  Ираном  и  Афганистаном,  несмотря  на  тесные  отношения  в  историческом  прошлом,  на  современном  этапе осложняются определёнными  природно-техническими и геополитическими  препятствиями.

Для эффективного  развития  социально-экономических  связей  с  внешним миром для страны  большое  значение имеют отношения  с  более  отдалёнными  странами.  Однако  страны,  расположенные  внутри материка,  при установлении внешнеэкономических связей  испытывают определённые трудности по сравнению с приморскими  государствами.  В  силу  того,  что  Узбекистан  является  одним  из двух государств мира, которым для выхода к ближайшим морским  портам  в  любом  направлении  необходимо  пересечь  территорию,  как  минимум,  двух  стран,  его  экономико-географическое  макроположение  (расположение  в  масштабах  всего  мира)  относительно неблагоприятное. Активное участие Узбекистана за годы  Независимости  в  реализации  международных  транспортных  проектов  по  установлению  сообщения  в  направлении  портов  Мирового океана несколько смягчает эти обстоятельства.

Политико-географическое положение Узбекистана характеризуется его  нахождением  на  стыке  выделяемых  в  классической  геополитике  Хартленда  (Heartland  - "сердцевинная  земля”), то есть  внутриконтинентальной  части  Евразии,  и  Римленда  (Rimland,  "внутренний  полумесяц”),  то  есть  окраинных  приморских  стран  юго-запада Евразии.  Это  является  причиной  повышенного геополитического  интереса  к  Узбекистану  со  стороны  многих  стран,  стремящихся к геополитическому господству в мире.

Кроме  того,  геополитические  возможности  Узбекистана  предопределены выгодным транспортным расположением страны, богатством  стратегически  важными  природными  ресурсами  –  нефтью,  газом,  золотом,  ураном, благоприятными природными  условиями,  своеобразным  местом  в  истории мировой  цивилизации,  большим  демографическим потенциалом.

Политико-географическое  положение  Узбекистана  характеризуется  и  рядом  отрицательных  черт.  Такими  факторами  являются  опасность  международного  терроризма  и  религиозного  экстремизма,  попытки  использования  территории  нашей  республики  в  рамках  международного  наркотрафика,  геоэкологические  проблемы,  геополитическая  конкуренция  между  державами  за  влияние  в  Центральной  Азии,  нестабильная  политическая  ситуация  в  соседнем Афганистане. Для преодоления этих геополитических проблем руководством нашей республики проделана большая работа.

Первый Президент нашей страны И.А.Каримов в своих выступлениях  на  Генеральных  Ассамблеях  ООН  в  разные  годы  стремился  привлечь  внимание  мирового  сообщества,  прежде  всего, к  проблемам Афганистана  и Аральского  моря. Деятельность нашей  республики  по  урегулированию  афганской  проблемы  в  рамках  группы  "6+2”  (Иран,  Пакистан,  Узбекистан,  Таджикистан,  Туркменистан,  Китай, а также Россия и  США)  направлена на мирное  решение  конфликтов,  оказание  помощи  в  социально-экономичеcком  развитии  соседней  страны.  Внимание  руководителей  ООН  к  проблеме  Аральского  моря,  проявленное  в  ходе  их  визитов  в  нашу  страну,  способствовало  тому,  что  эта  проблема  была  отнесена к ряду экологических проблем международной значимости.

Геополитическими  проблемами  первостепенной  важности,  стоящими  перед  Узбекистаном,  считаются  проблема  рационального  использования трансграничных рек и дорог в Центральной Азии,  урегулирование отношений с Кыргызстаном по поводу некоторых  эксклавов  (территорий,  отделённых  от  основной  части  страны  территориями  других  стран)  и  приграничных  участков,  незавершённая  делимитация  (точное  определение  и  согласование  линии  государственной границы) границы с соседним Таджикистаном.

Узбекистан,  развивающийся  как  безъядерное,  внеблоковое  государство,  в  целях  решения  актуальных  политических  и  социально-экономических  проблем,  наращивания  своего  экономического  потенциала  установил  отношения  близкого  и  взаимовыгодного  сотрудничества  со  многими  странами  мира,  в  том  числе,  со  своими  ближайшими  соседями,  а  также  с  Россией  и  Китаем.  Кроме  того,  Узбекистан активно участвует в работе международных организаций  ШОС и СНГ.

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.