Геополитическое положение и геополитические отношения Узбекистана
Республика
Узбекистан занимает уникальное
место в мировом
сообществе и на
политической карте мира.
В настоящее время
наша страна является одним из 193
государств - членов Организации Объединенных Наций (со 2 марта 1992 года).
Наша страна расположена
практически посредине Евразии
и Центральной Азии.
Территория республики протянулась
на 1425 км с
запада на восток и на 930 км
с севера на юг. Высочайшая точка
– пик Хазрет
Султан в Гиссарском
хребте - имеет
высоту 4643 м
над уровне моря,
а самая низкая
точка – дно
впадины Мингбулак – расположена на 12 м ниже уровня моря. Общая протяжённость государственных границ
республики - 6221 км, из которых
2203 км, или 1/3 часть,
приходится на границу с Казахстаном,
1721 км -
на границу с
Туркменистаном, 1161 км - на
границу с Таджикистаном, 1069 км - на границу с Кыргызстаном и 137 км
- на границу с Афганистаном.
Экономико-географическое
микроположение (расположение по
отношению к соседним странам) Узбекистана является сравнительно удобным.
Это связано в
основном с положением
республики в центре
субрегиона Центральной Азии
и непосредственным соседством со
всеми её странами. Удобство микро
ЭГП Узбекистана выражается в
наличии достаточно хорошей
транспортной связи со всеми
сопредельными государствами. Благоприятное расположение нашей
республики в пределах
Центральной Азии во
многом способствовало превращению
её в самое
населённое и экономически
сравнительно развитое государство субрегиона.
Первый Президент Узбекистана И.А.Каримов в своей книге "Узбекистан
на пороге ХХI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса" по
этому поводу писал: «Территориально-про
странственные особенности Узбекистана,
его географическое положение
имеют большое значение
при выборе и
осуществлении нашей внутренней и
внешней политики… Узбекистан служит
сегодня связующим звеном
между сопредельными государствами: Казахстаном,
Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и
Афганистаном. Через активное
сотрудничество с Узбекистаном
открывается возможность установления
выгодных отношений во
всём Центральноазиатском регионе».
Такое выгодное экономико-географическое положение
Узбекистана даёт возможность
для создания в
приграничных (контактных)
регионах (Ферганская долина, Нижнеамударьинский регион,
Сурхандарьинская область) совместных предприятий и свободных экономических зон. Решение проблем
использования трансграничных рек и
дорог Центральной Азии
ещё более усилит
выгоды экономико-географического
микроположения Узбекистана.
Экономико-географическое
мезоположение Узбекистана, определяемое по отношению к окружающим
Центральную Азию государствам
(Российская Федерация, Афганистан, Иран, страны Кавказа, Китай), оценивается обычно
как средне благоприятное. Причины
такой оценки обусловлены
следующим. С одной
стороны, Узбекистан хорошо связан
современными транспортными путями
с государствами Кавказа
и, особенно, с
Российской Федерацией и традиционно
ведёт с ними
разностороннее
сотрудничество. Не случайно
крупнейшим внешнеторговым партнёром
Узбекистана остаётся Россия.
С другой стороны,
связи Узбекистана с
прилегающими к Центральной
Азии с юга
Ираном и Афганистаном,
несмотря на тесные
отношения в историческом
прошлом, на современном
этапе осложняются определёнными
природно-техническими и геополитическими
препятствиями.
Для эффективного
развития
социально-экономических
связей с внешним миром для страны большое
значение имеют отношения с более
отдалёнными странами. Однако
страны, расположенные внутри материка, при установлении внешнеэкономических
связей испытывают определённые трудности
по сравнению с приморскими
государствами. В силу
того, что Узбекистан
является одним из двух государств мира, которым для выхода к
ближайшим морским портам в
любом направлении необходимо
пересечь территорию, как
минимум, двух стран,
его экономико-географическое макроположение (расположение
в масштабах всего
мира) относительно
неблагоприятное. Активное участие Узбекистана за годы Независимости
в реализации международных
транспортных проектов по
установлению сообщения в
направлении портов Мирового океана несколько смягчает эти
обстоятельства.
Политико-географическое положение Узбекистана характеризуется его
нахождением на стыке
выделяемых в классической
геополитике Хартленда (Heartland
- "сердцевинная земля”), то
есть внутриконтинентальной части
Евразии, и Римленда
(Rimland, "внутренний полумесяц”),
то есть окраинных
приморских стран юго-запада Евразии. Это
является причиной повышенного геополитического интереса
к Узбекистану со
стороны многих стран,
стремящихся к геополитическому господству в мире.
Кроме того, геополитические возможности
Узбекистана предопределены
выгодным транспортным расположением страны, богатством стратегически
важными природными ресурсами
– нефтью, газом,
золотом, ураном, благоприятными
природными условиями, своеобразным
местом в истории мировой цивилизации,
большим демографическим потенциалом.
Политико-географическое
положение Узбекистана характеризуется и
рядом отрицательных черт.
Такими факторами являются
опасность международного терроризма
и религиозного экстремизма,
попытки использования территории
нашей республики в
рамках международного наркотрафика,
геоэкологические проблемы, геополитическая конкуренция
между державами за
влияние в Центральной
Азии, нестабильная политическая
ситуация в соседнем Афганистане. Для преодоления этих
геополитических проблем руководством нашей республики проделана большая работа.
Первый Президент нашей страны И.А.Каримов в своих выступлениях на
Генеральных Ассамблеях ООН в разные
годы стремился привлечь
внимание мирового сообщества,
прежде всего, к проблемам Афганистана и Аральского
моря. Деятельность нашей
республики по урегулированию афганской
проблемы в рамках
группы "6+2” (Иран,
Пакистан, Узбекистан, Таджикистан,
Туркменистан, Китай, а также
Россия и США) направлена на мирное решение
конфликтов, оказание помощи
в социально-экономичеcком развитии
соседней страны. Внимание
руководителей ООН к
проблеме Аральского моря,
проявленное в ходе
их визитов в
нашу страну, способствовало тому,
что эта проблема
была отнесена к ряду
экологических проблем международной значимости.
Геополитическими
проблемами первостепенной важности,
стоящими перед Узбекистаном,
считаются проблема рационального
использования трансграничных рек и дорог в Центральной Азии, урегулирование отношений с Кыргызстаном по
поводу некоторых эксклавов (территорий,
отделённых от основной
части страны территориями
других стран) и
приграничных участков, незавершённая
делимитация (точное определение
и согласование линии
государственной границы) границы с соседним Таджикистаном.
Узбекистан,
развивающийся как безъядерное,
внеблоковое государство, в
целях решения актуальных
политических и социально-экономических проблем,
наращивания своего экономического потенциала
установил отношения близкого
и взаимовыгодного сотрудничества со
многими странами мира,
в том числе,
со своими ближайшими
соседями, а также
с Россией и
Китаем. Кроме того,
Узбекистан активно участвует в работе международных организаций ШОС и СНГ.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.