История исследования Средней Азии 

17 264

Изучать природу Средней Азии начали еще в древние времена, так как она была расположена на важном международном торговом пути между государствами Востока и Запада.

Первые сведения о Средней Азии встречаются в трудах Геродота, Страбона, Арриана, Птолемея и других.

В истории изучения Средней Азии прослеживаются несколько периодов.

Первый период — эпоха Великого шелкового пути. Шелковый путь был основным торговым путем, существовавшим со II в. до н.э. до XVI в. н. э. В эту эпоху природой Средней Азии интересовались китайские, арабские, среднеазиатские ученые.

Китайский путешественник Чжан-Цзянь в течение 13 лет (138-126 гг. до н. э.) изучал окрестности Иссык-Куля, природу, население и хозяйство Ферганы и Хорезма. В VII в. н. э. (629-645 гг.). Сюан-Цзан в течение 16 лет исследовал природу Тянь-Шаня, Семиречья, Чуйской долины, Ташкента, Самарканда и Памира, оставив значительный труд по географии.

В средние века природу Средней Азии исследовали арабские ученые. Арабские путешественники и исследователи оставили после себя очень много геогрфических  сведений о природе Средней Азии. Абул Хасан Али Максуди (X в.) написал книгу о географии Средней Азии и Кавказа, Абу Исхак Истахри  (X в.) — сочинение „Книга климатов", Якут ибн Абдулла (XII-XIII вв.) — „Список государств в алфавитном порядке".

В исследование природы Средней Азии внесли большой вклад также местные ученые. Так, Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми (IX в.) заложил основы географии Средней Азии. Его труд „Описание земли" был совершенным географическим трудом своего времени. Он был переведен на русский язык в 1878 году. Великий ученый Абу Райхан Беруни (X—XI вв.) оставил после себя весьма важные сведения о природе, геологическом строении, полезных ископаемых, о ведении хозяйства и истории Средней Азии. На составленной им карте мира приведены многие местности Средней Азии и их названия. Изучавший при роду,  географические названия и термины Махмуд Кашгари (X в.) в своем знаменитом труде „Дивану лугатит турк" (Словарь тюркского языка) приводит много данных о географических терминах и названиях. В своем сочинении „Бабурнаме" Захириддин Мухаммад Бабур (XV-XVI вв.) также приводил ценные сведения о природе Средней Азии, особенно, Ферганской долины.

Второй период в изучении географии Средней Азии охватывает период захвата Российской империей Средней Азии вплоть до Октябрьской революции. Природу Средней Азии в этот период изучали всесторонне и в различных целях.

Еще задолго до завоевания края Российской империей русскими учеными делались попытки изучить географию Средней Азии. Экспедиции, возглавляемые И. Хохловым (1620 г.), В. Пазухиным (1669-1673 гг.), Ф. Беневини (1718-1725 гг.), Ф. Ефремовым, Г. С. Карелиным и др., исследовали природу Хорезма, Каракумов, Кызылкума, Центрального Казахстана, Аральского моря.

После завоевания Россией Средней Азии исследования природы расширились с целью более полного и широкого использования природных богатств. В этот период природу и хозяйство края изучают П.П.Семенов-Тянь-Шанский (1856-1897 гг.), Н.А.Северцов (1864-1878 гг.), А.П.Федченко (1868-1871 гг.), И.В.Мушкетов (1877-1880 гг.), В.А.Обручев, Л.С.Берг и др. В результате были получены важные научные сведения о геологическом строении, полезных ископаемых, растительном и животном мире Средней Азии.

Третий период охватывает период от Октябрьской революции до обретения Узбекистаном независимости. В этот период природные богатства Средней Азии стали осваиваться быстрыми темпами. Глубоко и всесторонне были изучены геологические особенности, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир. В этот период в исследование природы Средней Азии огромный вклад внесли Н.Л.Корженевский, Д.И.Щербаков, Д.В.Наливкин, Х.М.Абдуллаев, К.З.Закиров, Т.З.Захидов, В.Л.Шульц, Л.Н.Бабушкин, Н.Д.Долимов, М.К.Кариев, Х.Х.Хасанов, Н.А.Когай и другие ученые географы.

После обретения независимости географические исследования были направлены на изучение вопросов рационального использования природных богатств и охраны природы. Особое внимание уделяется изучению вопросов водных богатств и их охраны, чистоте окружающей среды, исследованию физико-географичеких процессов, взаимоотношениям человека и природы.

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.