Загружается...

Общая характеристика стран Европы 

136

Территория, границы, географическое положение
Площадь Европы 10 млн. км.кв, из них 4,1 млн. км.кв приходится на Российскую Федерацию; население - 600 млн. человек (на 2012 год). Население Европы, по сравнению с 1900 годом, выросло в два раза, а доля в мировом масштабе сократилась с 18% до 8%.
Протяженность Европы с севера (от острова Шпицберген) на юг (до острова Крит) - 5000 км, а с запада (от португальского побережья Атлантического океана) на восток (до Уральских гор) - 6000 км.
Природные условия Европы разнообразны, что обусловлено особенностями географического положения. На изучаемой территории специалисты выделяют 26 морфоструктур и 9 природно-географических зон. Большая часть Европейского континента занята равнинами, меньшая - горами. Широко распространены среднегорья. Равнины сравнительно устойчивы и малоподвижны. Исключение составляют некоторые районы континентальной Европы (Нидерланды), подверженные трансгрессии моря.
Европа расположена в умеренном климатическом поясе. Лишь крайние северные и южные районы находятся под влиянием субарктического и субтропического климата соответственно.
Внутренние районы Европы, не считая европейской части России, удалены от Мирового океана на расстояние не более 600 км.
Европа - один из наиболее заселенных континентов Земли. В отличие от других районов земного шара 28% ее территории освоено человеком.
По физико-географическим условиям Европа разделена на Северную, Южную, Западную и Восточную части. С экономической точки зрения наиболее развиты север и юг, а менее всего - восточные окраины Европы.

Основные этапы формирования политической карты Европы
Европа занимает особое положение на политической карте мира. До 80-х годов XX столетия на территории Европы насчитывалось 32 независимых государства. После распада Советского Союза на территории Европы появилось 14 новых независимых государств, к числу которых принадлежат: прибалтийские государства, Украина, Беларусь, Молдова, а также страны, образовавшиеся на месте бывших Югославии и Чехословакии.
В 1989 году, в результате слияния двух немецких государств, появилось новое политическое образование со старым названием - Федеративная Республика Германия.
Для политической карты Европы характерно наличие мелких, так называемых карликовых политических государственных образований (Андорра, Сан-Марино, Монако, Ватикан, Лихтенштейн). В среднем каждое из 10 мелких европейских государств занимает площадь менее 50 тыс. км.кв. Это касается Бельгии, Нидерландов, Дании (не считая Гренландии), Швейцарии, Словакии, Мальты, Македонии, Албании и Эстонии.
Двенадцать европейских государств (Исландия, Ирландия, Австрия, Венгрия, Чехия, Латвия, Литва, Хорватия, Португалия, Босния и Герцеговина) занимают площадь от 50 тыс. км.кв до 100 тыс. км.кв.
Европа, а точнее Западная Европа, является крупнейшим индустриальным центром мира. На долю Западной Европы приходится 19,6% мирового валового производства. На Европу приходится более трети мирового товарооборота.
Европа примечательна тем, что впервые в истории человечества на ее территории сформировалось добровольное единое политическое и экономическое пространство, состоящее почти из трех десятков государств.
Норвегия, Швеция, Финляндия, Великобритания, ФРГ, Италия, Польша, Сербия, Румыния, Болгария и Греция (всего 11 государств) располагаются на площади от 100 тыс. км.кв до 500 тыс. км.кв. Лишь Франция и Испания занимают более 500 тыс. км.кв. Российская Федерация превосходит по занимаемой площади не только европейские, но и прочие государства мира.
Европейские государства отличается друг от друга не только размерами занимаемой площади, но и конфигурацией. Например, Норвегия вытянута в широтном направлении на расстояние длиной в 1750 км. Аналогичную форму, но меньшую имеют Швеция (1600 км) и Финляндия (1160 км).
Максимальная удаленность между крайними точками во Франции -1000 км, в Великобритании - 955 км, в ФРГ - 850 км, а в Нидерландах -300 км.

Природные ресурсы европейских государств
Европа в достаточной мере обеспечена природными ресурсами. Однако из-за ситуации, складывающейся на мировом уровне, и социальной обстановки внутри страны, не все европейские государства с одинаковой выгодой для себя используют благоприятное географическое положение и принадлежащие им природные ресурсы. Вносит свои коррективы и физико-географический фактор.
Европа эффективно использует принадлежащие ей земельные и водные ресурсы. В целом изучаемая территория благоприятна для сельскохозяйственного производства, в особенности ее южная и центральная части.
Европа сравнительно хорошо обеспечена лесными ресурсами. Это относится, прежде всего, к северным территориям (Россия, Финляндия, Швеция, частично Норвегия и Великобритания). Лесные массивы Европы сравнительно молоды, исключение составляют леса Финляндии и Швеции.
Агроклиматическими ресурсами богата Центральная и Южная Европа.
Топливно-энергетические ресурсы представлены месторождениями каменного и бурого угля, горючих сланцев, нефти, природного газа. Месторождениями угля богаты Германия (Рурский бассейн, Саар), Великобритания и Украина (Донбасс). Запасы угля в Великобритании оцениваются в 190 млрд. тонн, а в ФРГ - 300 млрд. тонн. Месторождения бурого угля сосредоточены в ФРГ и Польше (185 млрд. тонн). Месторождения горючих сланцев разрабатываются в Эстонии.
Европа владеет сравнительно богатыми месторождениями нефти и природного газа, хотя и уступает по запасам и добыче многим районам мира. Нефтью и природным газом богат шельф Северного и Норвежского морей. Разведка и добыча нефти на шельфе упомянутых морей ведется с помощью специальных морских платформ, которые появились сравнительно недавно, в 80-90-х годах прошлого столетия.
В настоящее время в Европе добывается более 300 млн. тонн нефти и более 200 млрд. м3 природного газа. Основная доля добычи нефти и природного газа приходится на Великобританию и Норвегию. Нефть и природный газ добывают также Нидерланды, Бельгия, Румыния, Украина, Беларусь, Франция и Италия. Месторождения железной руды имеются в Швеции (Кирунавара), Франции (Лотарингия) и Украине (Кривой Рог, Керчь, Белозерск). Крупное месторождение марганца обнаружено на Украине. Многочисленные месторождения меди и молибдена расположены в Польше, Болгарии и Румынии. Во Франции и Греции добывают бокситы, в Венгрии - нефелин; в Италии, Испании и Украине - ртуть. Полиметаллические руды распространены в Европе практически повсеместно, однако их запасы незначительны.
Нерудные полезные ископаемые добываются в Италии, Украине (сера), калием и поваренной солью богаты Беларусь и Украина.

Население стран Европы
В Европе сложилась сложная демографическая обстановка, оказывающая заметное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Известно, что в Европе самая низкая рождаемость и самый низкий прирост населения, что отвечает понятию «демографическая зима». Рождаемость резко сократилась во второй половине XX века с 26-28 промилле до 11-13 промилле, а прирост населения сократился с 16-18 промилле до 2-4. Замедление прироста населения в Европе объясняется рядом причин. Рассматриваемая ситуация характерна не для всех европейских стран. В частности, высокая рождаемость наблюдается в Ирландии, Исландии, Люксембурге, Мальте и Македонии. Средний уровень рождаемости сохраняется в Австрии, Швейцарии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Греции, Финляндии, Франции, Словакии и Швеции.
С каждым годом растет число государств с отрицательным приростом. Резко снизился прирост населения в Болгарии, Хорватии, Латвии, Литве, Украине, Румынии, Эстонии, Молдове, Венгрии. В этих странах в среднем на двух европейских женщин приходится два-три ребенка, что и является одной из причин европейской «демографической зимы».
Продолжительность жизни в Европе достаточно высока, а коэффициент смертности низкий. Например, в Европе на 1000 человек населения, по данным на 2013 год, приходилось 12 случаев смертности. Оценка демографической ситуации в Европе объясняет сложившуюся возрастную структуру населения, в которой преобладают люди пожилого возраста. Данная ситуация не распространяется на Португалию, Польшу, Грецию, Италию и Албанию, где численность людей пожилого возраста уступает численности молодых людей.
В 1999 году на каждую тысячу жителей Европы приходилось 11 случаев смертности. Низкая рождаемость и низкая смертность являются одной из причин «старения» европейского общества.
В Германии, Швеции, Франции, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, Финляндии и др. больше людей пожилого возраста.
Молодежь и люди зрелого возраста преобладают в составе населения Португалии, Польши, Греции, Италии, Румынии и Албании.
Болгария и Венгрия приложили немало усилий за последнюю четверть века, чтобы переломить демографическую ситуацию. Однако несмотря на это уровень рождаемости в упомянутых странах продолжает падать. Например, население Венгрии за 1980-2012 гг. сократилось на 245 тыс. человек.
В Румынии из 1000 новорожденных 23 умирают в возрасте до одного года, в то время как в среднем по Европе эта цифра составляет 5-8 человек.
Таким образом, существует реальная угроза того, что Европа в ближайшее время столкнется с серьезной демографической проблемой.
Европа относится к регионам, где наблюдается активная миграция населения. Начиная с эпохи Великих географических открытий, население Европы активно эмигрировало в заморские владения. На протяжение XIX века (1815-1914 гг.) из Европы выехало примерно 35-40 млн. человек. По окончании Второй мировой войны новая волна эмиграции вновь охватила Западную Европу. Прежде всего, это относится к восточноевропейским странам. Вплоть до 50-х годов XX века количество эмигрантов превышало количество иммигрантов. В последующем ситуация коренным образом изменилась. В настоящее время наблюдается наплыв иммигрантов в Западную Европу. Если в начале 70-х годов XX века зарегистрировано 10 млн. человек, то в 90-х годах - 15 млн. человек.
Приток населения в Европу, по мнению специалистов, обусловлен следующими причинами. Высокий уровень экономического развития привлекает в Западную Европу население развивающихся стран. Именно в поисках высокого заработка сюда устремляются многие. Согласно исследованиям, иммигранты, как правило, оседают в крупных промышленных центрах. Например, 37% иммигрантов, из числа прибывающих во Францию, оседают в Париже; в Брюсселе (Бельгия) - 24%.
Иммигранты относятся к категории дешевой (неквалифицированной) рабочей силы, занятой на строительстве, в горнодобывающей отрасли промышленности и т.д. Например, во Франции большая часть (45%) иностранцев работает на строительстве; около 40% - на строительстве дорог. В автомобильной отрасли они составляют 15% от общей численности служащих.
Европа, как и Древний Восток, является родиной древних городов. Следовательно, процесс урбанизации насчитывает тысячелетнюю историю. В начале XX века Европа располагает 1/3 городов мира. В настоящее время в Европе 400 городов, а уровень урбанизации - не менее 80%.
Население Западной Европы сосредоточено в городских агломерациях, по количеству которых европейские государства выстраиваются в следующем порядке: Франция - 74; ФРГ - 72; Великобритания - 68; Италия - 56; Испания - 37; Нидерланды - 22; Швеция - 11 и Бельгия - 10.
В крупнейшем Лондон-Ливерпульском мегаполисе (Великобритания) проживает 30 млн. человек. По доле городского населения европейские государства занимают следующие места: Монако - 100%; Бельгия - 97,4%; Мальта -94,8%; Сан-Марино - 94,1%; Исландия - 93,5%; Андорра - 87,6%; Дания - 87,1%; Франция - 85,9%; Финляндия - 85,4%; Испания - 77,6%; Германия - 74,0%; Россия - 73,2%; Украина - 69,1%; Польша - 60,9%. Замыкает ряд Босния и Герцеговина - 49,2%.

Экономика стран Европы
По развитию науки и техники, промышленности, сельского хозяйства, экспорту товаров и услуг, золотовалютным запасам, международному туризму и др. Европа занимает одно из ведущих мест в мире. Европейские государства не только сохранили традиционные отрасли производства, но и освоили самые передовые технологии, воздвигли аэропорты и наладили движение скоростных поездов.
В Европе (не считая России), занимающей 5% суши Земли, сосредоточено 8% населения всего земного шара. Достаточно сказать, что 4 европейских государства - Германия, Франция, Великобритания и Италия являются ведущими государствами мира. Вместе с тем, одна из примечательностей Европы - карликовые государства (Ватикан, Монако, Сан-Марино и др).
Как упоминалось, Европа отличается от прочих территорий высоким уровнем урбанизации, где средняя численность городского населения достаточно высока (65-68%). Не случайно в Европе сосредоточено 50 городов-миллионеров.
На долю Европы приходится 19,6% мирового ВВП (для сравнения: на долю США - 18,3%, а на долю Японии - 5,3%) и 12,1% мирового экспорта (для сравнения: на долю США приходится 8,2%, а на долю Японии - 4,8%). Здесь функционируют 28 из 100 транснациональных корпораций, 11 из 20 крупнейших банков мира; 5 из 10 богатейших государств мира также находятся в Европе.
Около половины зарубежных инвестиций приходится на Европу, тогда как на США - около 20%.
По уровню конкурентной способности (рейтинговые данные на 2008-2009 гг.) европейские государства занимают в мировом масштабе следующие места: Швейцария - 2, Дания - 3, Швеция - 4, Финляндия - 6, Германия - 7 и Нидерланды - 8.
Крупнейший финансово-банковский центр находится в Лондоне, который по всем показателям опережает аналогичные структуры Нью-Йорка и Токио. Европа по уровню промышленного, сельскохозяйственного производства, экспорту товаров и услуг, золотовалютным запасам, развития международного туризма занимает ведущие позиции в мире. Справедливости ради, надо отметить, что «лицо» Европы определяют Германия, Великобритания, Франция и Италия, входящие в «большую восьмерку» развитых стран мира.
Наиболее успешно развивается экономика Германии, опередившая Великобританию по экономическим показателям. Серьезным экономическим потенциалом располагают и другие европейские страны. В частности, это относится к Испании, Нидерландам, Швеции, Бельгии и Швейцарии.
В Европе созданы благоприятные условия для инвестиции и бизнеса, что подтверждается успехами восточноевропейских стран, вступивших в ЕС сравнительно недавно.

Промышленность и сельское хозяйство
Место Европы в международном разделении труда формировалось на протяжении 200 лет, т.е. с момента зарождения промышленного производства. Опережающие темпы развития промышленности до сих пор остаются приоритетной тенденцией.
Машиностроение - ведущая отрасль промышленности Европы. На ее долю приходится половина промышленного производства и 2/3 экспорта. В системе машиностроения выделяется автомобилестроение. Особым спросом пользуются автомобили всемирно известных фирм: «Рено» (Франция), «Фольксваген», «Мерседес-Бенц» (Германия), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция), «Татра» (Чехия). Крупное промышленное производство сосредоточено в Мюнхене, Тулузе, Турине, Манчестере, Брюсселе.
Машиностроение опирается, прежде всего, на квалифицированные трудовые ресурсы, научно-техническую базу и развитую инфраструктуру. Тем не менее, тяготение промышленности к крупным, преимущественно столичным центрам и городским агломерациям - явление очевидное. Например, в Лондоне сосредоточены электротехническая, электронная, космическая и авиаракетная отрасли промышленности, тогда как Бирмингем - центр автомобилестроения; Манчестер - центр текстильного производства, а Глазго -центр судостроения.
Химическая и нефтехимическая отрасли промышленности занимают в Европе второе место. Химической промышленностью, причем в мировом масштабе, славится ФРГ. До Второй мировой войны химическая промышленность в Германии тяготела к горнодобывающей индустрии, поставлявшей на рынок калий, серу, поваренную соль.
Появление на рынке нефти и природного газа способствовало развитию нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности.
Нефтеперерабатывающие заводы в большинстве своем расположены на берегах p.p. Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны и др. Крупнейший нефтехимический центр находится в Роттердаме (Нидерланды). В настоящее время нефтеперерабатывающая и нефтехимическая отрасли промышленности размещаются вдоль трубопроводов. Пример тому, нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Польши и Венгрии. В Болгарии нефтехимическое производство развивается на побережье Черного моря.
Топливно-энергетическое хозяйство Европы ориентировано на нефть и природный газ. Европа удовлетворяет свои потребности в углеводородах за счет импорта. Объем закупок нефти и газа, в основном из России, Северной Африки и стран Персидского залива, с каждым годом растет.
Уголь в Европе добывается, главным образом, в Германии, Польше и Чехии. Упомянутые выше страны поставляют на рынок бурый уголь (сырье для ТЭС). И все же основные энергетические центры тяготеют к большим городам и морскому побережью. Наращивает свою долю в энергетическом балансе атомная энергетика. В настоящее время в Европе действует более 80 АЭС, география которых охватывает Францию, Бельгию, Германию, Великобританию, Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию и др.
Гидроэлектростанции возведены на Дунае, Роне, Рейне, Днепре, Днестре и др.
Центры черной металлургии сосредоточены в Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии и др.
Цветная металлургия специализируется на производстве алюминия (энергоемкое производство) и меди. Алюминий производится во Франции, Италии, Венгрии, Румынии, Греции, Германии. Сырье для алюминиевой промышленности ввозится из Суринама, Ямайки, Гвинеи, Гвианы и Индии.
Производство меди развито в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Боснии и Герцеговине.
Легкая промышленность утратила прежние позиции. Крупными центрами текстильного производства остаются Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, а также Лодзь - в Польше.
В последнее время отчетливо прослеживается миграция легкой промышленности в Южную Европу. Это обусловлено тем, что в южных районах Европы ощущается избыток трудовых ресурсов. Заметим, что Португалию метко окрестили «швейной фабрикой» Европы.
В Италии развито кожно-галантерейное производство. По изготовлению обуви Италия занимает второе место в мире после США.
Подводя итог, можно констатировать, что в Европе развиты все отрасли промышленного производства.
Сельскохозяйственное производство удовлетворяет внутренние потребности и даже экспортирует часть своей продукции.
После Второй мировой войны сельское хозяйство Европы претерпело заметные изменения. Появились сравнительно небольшие узко специализированные фермерские хозяйства, которые широко практикуют передовые технологии, неуклонно повышая производительность труда. Специализация распространилась не только на отдельные фермерские хозяйства, но и на отдельные европейские страны. Например, Дания заняла ведущие позиции в животноводстве и превратилась в крупного экспортера масла, молока, сыра и свинины. Поэтому Данию именуют «молочной фермой» Европы.
Земледелие направлено не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и обеспечивает животноводство кормами.
Земледелие и животноводство развито преимущественно в Южной Европе. Крупными производителями зерновых являются Италия, Испания, Португалия, Греция и др., где производятся зерновые (пшеница, овес, рис, рожь). Значительные плантации отведены под масличные культуры (оливковые сады, посевы подсолнечника), цитрусовые и виноградники.

Транспорт стран Европы
Уровень развития транспортной инфраструктуры Европы соответствует уровню ее промышленного и сельскохозяйственного развития. Как известно, транспортные магистрали, транспортные предприятия и средства связи образуют единую транспортную систему мира.
В системе транспорта мира работают более 100 млн. человек, из них 20 млн. приходится на Европу, где функционируют все виды транспортных средств. Объем ежегодных грузоперевозок в Европе равен 20 млрд. тонн. Услугами европейского транспорта ежегодно пользуются 200 млрд. человек. Транспортный парк Европы состоит из 130 млн. автомобилей, 10 тыс. морских судов, более 2000 самолетов и 40 тыс. локомотивов. Основные пассажирские перевозки (около половины от общего объема) приходятся на долю автомобильного транспорта, а основной объем (62% от общего) грузоперевозок приходится на долю морского транспорта.
По протяженности железных дорог лидирует Россия (87 тыс. км), за ней следуют ФРГ (44 тыс. км) и Франция (33 тыс. км). Большая часть железных дорог Европы электрифицирована. Железнодорожное сообщение между Францией и Великобританией проходит по туннелю, проложенному под Ла-Маншем.
Об уровне развития автомобильного транспорта в отдельных странах можно судить по численности автомашин: в ФРГ - 35 млн., в Италии-31 млн., во Франции - 28 млн., в Великобритании - 24 млн., России - 18 млн. и Испании - 16 млн.
Относительно густая сеть трубопроводов покрывает территорию Европы. Северная, Южная, Западная и Восточная части Европы связаны системой трубопроводов с Россией, которая поставляет нефть и природный газ. Трубопроводы проложены к месторождениям нефти и газа Северного и Норвежского морей. На стадии реализации находится проект «Набукко», по которому углеводороды из Центральной Азии и Кавказа будут поставляться на европейский рынок.
Морской и речной транспорт связывают Европу с различными уголками Земли. Морское судоходство развито в Великобритании, Франции, Нидерландах, Италии, России, Польше, Швеции, Норвегии и др. В Европе расположен крупнейший порт мира Роттердам (Нидерланды), через который ежегодно проходит 300 млн. тонн различных грузов.
Речной транспорт развит в России, ФРГ, Нидерландах и др.
Воздушный транспорт развит в Великобритании, Франции, ФРГ и России. Крупнейшие аэропорты Лондона, Франкфурта-на-Майне и Парижа ежегодно обслуживают до 60 млн. пассажиров.

Туризм. Охрана окружающей среды
Европа издавна славится своей туристической привлекательностью. Судите сами, ежегодно Францию посещает 50 млн. туристов. Немногим от Франции отстает Италия и Испания - страны, принимающие ежегодно от 30 млн. до 40 млн. туристов. Не обходят туристы вниманием Швейцарию, Португалию, Германию, Австрию, Великобританию и Грецию. Основные туристические центры Европы расположены вдоль береговой линии теплых морей.
Высокая концентрация промышленного производства и густая транспортная сеть - главные факторы загрязнения окружающей среды. Миллионы тонн отравляющих веществ выбрасывают в атмосферу горнорудные предприятия, к примеру, угольные копи. Даже безобидные, на первый взгляд, гидроэлектростанции, сооруженные на берегах Рейна, Роны, Луары и др., и те наносят урон окружающей среде.
Экологическая угроза исходит от всех видов транспорта. Наиболее сложная экологическая ситуация просматривается в Западной и Восточной Европе.
Масштабы загрязнения окружающей среды стали объектом пристального внимания европейских государств. В 1973 году была принята специальная программа по защите природы странами Европейского Союза, в которую были внесены существенные изменения в 1977 году. Специальная международная комиссия утвердила ряд мероприятий, направленных на рациональное использование природных ресурсов и оздоровление экологической ситуации. С 1980 по 1990-е годы европейское сообщество приняло более 300 документов, направленных на охрану окружающей среды. В этой связи особого внимания заслуживает Международная конвенция об охране воздушного бассейна. С принятием Конвенции Европа избавилась от так называемых «кислотных» дождей.
В настоящее время в ЕС создан фонд по охране окружающей среды и разработана стратегия экологической безопасности. Кроме того, в конце 80-х -начале 90-х годов прошлого столетия была разработана детальная стратегическая программа по защите окружающей среды. В начале 1990 года Европейский Союз принял специальную систему налогообложения, которая позволила резко сократить уровень загрязнения окружающей среды предприятиями угольной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности.
Меры, предпринимаемые ЕС, не только разнообразны, но и необычны. Например, европейские страны передали в безвозмездное пользование жителям районов с интенсивным транспортным движением 140 млн. велосипедов, что принесло свои положительные плоды. С другой стороны ЕС стимулировал использование автомобильным транспортом экологически безопасного топлива. Согласно принятой программе, в настоящее время в Европе создаются национальные парки, заповедники, переоснащается производство, что в целом служит интересам охраны окружающей среды.

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив