Страны Юго-Западной Азии: экономико-географический обзор. 

197

Юго-Западная Азия включает в себя Закавказье, Ближний и Средний Восток, имеет площадь 7 млн. км.кв и население (по данным на 2013 год) -361 млн. чел.
Юго-Западная Азия омывается водами Средиземного, Красного морей и Персидского залива. Доступ к Мировому океану может в перспективе изменить экономико-географическое положение таких стран, как Армения, Афганистан и Азербайджан. Самыми крупными государствами региона по занимаемой площади и численности населения являются Иран, Турция, Саудовская Аравия и Ирак, а самыми маленькими - Бахрейн, Кипр и Катар.
К относительно развитым государствам региона можно причислить Израиль, Кипр, Турцию и др., а к отсталым - Йемен и Афганистан.
Экономика многих стран Персидского залива ориентирована на добычу и экспорт нефти.
Природные условия и ресурсы. Юго-Западная Азия - регион с разнообразными природными условиями и ресурсами.
Одни государства - Иран, Афганистан, Турция и Армения - представляют собой преимущественно горные страны. На большей части Юго-Запад-ной Азии господствует резко континентальный и аридный климат. Широкое распространение гор и пустынь препятствует развитию промышленности и сельского хозяйства. Исключение составляют Месопотамская низменность, где широко развито орошаемое земледелие.
Недра Юго-Западной Азии богаты хромом (Турция), полиметаллами (Иран и Турция), фосфоритами и калийными солями (Израиль и Иордания). Однако главным богатством региона является нефть. Месторождения нефти сосредоточены в районах, прилегающих к Персидскому заливу и составляют 2/3 мировых запасов нефти.
По запасам нефти в первую пятерку государств мира входят: Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран и Объединенные Арабские Эмираты.
Добыча и экспорт нефти определяют место и роль Юго-Западной Азии в мировой экономике. Вместе с тем, регион испытывает острый дефицит водных и земельных ресурсов.
Население. Высокие темпы естественного прироста (25-30 промилле), за исключением Грузии, Армении, Израиля и Кипра, характерны для Юго-Западной Азии. На долю Ирана, Турции и Ирака приходится более половины населения Юго-Западной Азии. Средняя плотность населения 52 чел/км.кв. Однако из-за неравномерности расселения одни районы характеризуются более высокой плотностью, другие - более низкой плотностью населения. В основном население сосредоточено в прибрежной зоне, в межгорных долинах и оазисах, где плотность населения достигает 50-100 чел/км2. В горах и пустынях плотность населения составляет 1-10 чел/км.кв.
Население главным образом ведет оседлый образ жизни, за исключением пустынь Аравии, Ирана и Афганистана, где миллионы людей являются кочевниками.
Уровень урбанизации Юго-Западной Азии - 70%. В некоторых странах численность городского населения не превышает 50-55%. В Израиле, а также в странах с жарким и сухим климатом - Йемене, Кувейте, Бахрейне и Катаре численность городского населения составляет 91-98%.
В Юго-Западной Азии встречаются как мононациональные (большинство арабских стран), так и многонациональные государства (Афганистан, Иран, Ирак, Турция).
Население Юго-Западной Азии представлено арабами, иранцами, турками, евреями и др.
В Юго-Западной Азии можно встретить государства с различным устройством, от теократической абсолютной монархии (Саудовская Аравия) до демократической республики (Турция). Страны с конституционной монархией - Бахрейн, Иордания и Кувейт.
В Объединенных Арабских Эмиратах каждые пять лет избирается федеративно-монархическое руководство.

Хозяйство, транспорт и внутренние различия
Большинство стран Юго-Западной Азии относятся к категории аграрноиндустриальных государств. Между тем, по уровню экономического развития отдельные государства Юго-Западной Азии резко отличаются друг от друга. Такие страны, как Израиль, Турция и Кипр характеризуются высоким уровнем развития и многоотраслевой промышленностью. Другие страны, и в первую очередь страны Персидского залива, характеризуются односторонним развитием, ориентированным на добычу и экспорт нефти и нефтепродуктов. Справедливости ради надо заметить, что ряд стран, а именно Иран, в последние годы прилагают усилия, направленные на создание многоотраслевой и современной индустрии. Третья группа стран (Афганистан и Йемен) значительно отстают в экономическом развитии от своих соседей по региону.
Промышленность. Большинство государств Юго-Западной Азии выделяются нефтедобычей и нефтеперерабатывающей отраслью. О роли нефти и нефтеперерабатывающей промышленности в экономике стран Персидского залива можно судить по следующим показателям. Ежегодная добыча нефти составляет в среднем 0,6 тонны на душу населения Земли, а в странах Персидского залива (где ежегодная добыча нефти по данным на 2012 год составляет 1150 млн. тонн) - 3300 тонн нефти на душу населения. Естественно, большая часть нефти, добываемой в странах Персидского залива, экспортируется, причем, в первую очередь в страны Западной Европы, Японию и США.
Крупные нефтеперерабатывающие заводы, на которых перерабатывается 500 млн. тонн нефти, или 45%, построены в Объединенных Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии, Кувейте, Иране и Ираке.
На нефтепромыслах и нефтеперерабатывающих заводах Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов трудятся выходцы из стран Восточной Африки и Южной Азии. Около 90-95% нефти, добываемой в зоне Персидского залива, экспортируется.
Обрабатывающая промышленность развита в Турции, Израиле, Иране и в закавказских республиках. Наряду с отраслями легкой и пищевой промышленности в упомянутых выше государствах развиваются и тяжелые отрасли индустрии. Например, металлургическая промышленность получила свое развитие в Турции, Грузии и Иране; машиностроение - в Турции и Израиле; химическая промышленность - в Турции, Азербайджане и Иране. Нефтехимическая и топливно-энергетическая отрасли промышленности быстрыми темпами развиваются в странах Персидского залива. Почти повсеместно развита легкая и пищевая промышленность.
Легкая промышленность Юго-Западной Азии представлена преимущественно текстильной и кожевенно-обувной, а также трикотажной отраслями производства. Иран, Турция и закавказские республики поставляют на мировой рынок продукцию народных промыслов: ковры, художественные изделия из металла и др.
Сельское хозяйство - развито повсеместно и занимает важное место в экономике стран Юго-Западной Азии. Тем не менее, ряд этих стран из-за дефицита воды не обеспечивают себя продовольствием, вследствие чего вынуждены ввозить продукты питания из-за границы.
Высоких результатов в сельскохозяйственном производстве добился Израиль, который одним из первых стал культивировать метод капельного орошения. Израиль обеспечивает не только себя продовольствием, но и вывозит его, в частности, в Западную Европу. Практикуется опреснение морской воды (Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия).
Земледелие в основном развито в Турции, Израиле, Ливане, на Кипре и в закавказских республиках, а животноводство - в арабских странах, большая часть территории которых занята пустынями и полупустынями.
В Юго-Западной Азии возделываются в основном зерновые культуры (пшеница, овес, рис, кукуруза, просо), в Турции, Иране, Сирии, Ираке и Афганистане. Технические культуры (хлопчатник, подсолнух и др.) возделываются, главным образом, в Турции, Сирии, Ираке, Азербайджане и Иране, сахарная свекла - в Турции и закавказских республиках.
Транспорт. Низкий уровень развития промышленности объясняет низкий уровень транспортной системы Юго-Западной Азии. Железнодорожный транспорт развит, главным образом, в Турции, Иране и закавказских республиках и практически отсутствует в Афганистане и ряде арабских государств. Автомобильный транспорт развит в Турции, Средиземноморье и закавказских республиках. Морской транспорт развит лишь в Турции.
Внутренние различия. По уровню экономического развития страны Юго-Западной Азии делятся на многоотраслевые и узко специализированные страны.
Многоотраслевая экономика свойственна Турции, Израилю, Ирану, Ливану, Кипру, закавказским республикам и частично Сирии. В упомянутых странах сравнительно хорошо развита обрабатывающая промышленность. Соответственно эти страны добились неплохих результатов в сельскохозяйственном производстве и в развитии транспорта.
В каждой из стран Юго-Западной Азии наряду с относительно развитыми районами имеются районы с низким уровнем экономического развития.

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив