Великий Шелковый Путь 

6 825

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ — система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. дон. э. до 16 в. страны Евразии — от Западной Европы до Китая.

Термин "Великий шелковый путь" (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.

 

Развитие Великого шелкового пути. Шелковый путь прошел в своем развитии ряд этапов.

 

Формирование Шелкового пути. Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. дон. э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше.

 

Согласно данным современной археологии, с 3 тыс. дон. э. функционировал "лазуритовый путь", по которому полудрагоценный камень лазурит перевозился из предгорий Памира (из района Бадахшан на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния на запад и на юг, до стран Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С конца 2 тыс. дон. э. начал работать "нефритовый путь" — торговля самоцветами из Центральной Азии (из района Куньлунь на территории современного китайского Синьцзян-Уйгурского района) по восточному пути, в обмен на шелк из Китая.

 

В середине 1 тыс. дон. э. эти две караванные трассы начали сливаться: бадахшанский лазурит попадает в Китай, а в Персии и в долине Инда получают распространение одежды из китайского шелка. Однако торговля шла через длинную цепочку посредников, так что китайцы и народы Средиземноморья не имели представлений о существовании друг друга.

 

В формировании Великого шелкового пути как сквозной трансевразийской магистрали решающую роль сыграл древнекитайский чиновник Чжан Цянь. В 138 до н. э. он отправился с опасной дипломатической миссией к кочевникам из племени юэчжей, чтобы убедить их стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на империю с севера. Чжан Цянь стал первым китайцем, который побывал в Средней Азии — в Согдиане и Бактрии (на территориях современного Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Там он узнал, каким огромным спросом пользуются китайские товары, и увидел много вещей, о которых китайцы не имели представления. Вернувшись в Китай в 126 до н.э., он представил императору доклад о выгодах прямой торговли между Китаем и государствами Средней Азии.

 

Хотя Чжан Цянь не смог добиться от контролировавших Бактрию юэчжей военной помощи в борьбе с сюнну, собранные им сведения были признаны исключительно важными. В 123-119 до н. э. китайские войска самостоятельно нанесли поражение сюнну, обезопасив путь из Китая на запад. Именно с конца 2 в. дон. э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света — Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет — много дольше, чем другие дальние сухопутные торговые пути (как, например, путь "из варяг в греки").

 

Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:

 

- южная дорога — от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;

 

- северная дорога — от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

 

Между южной и северной дорогой было несколько соединяющих и промежуточных маршрутов. С течением времени сеть коммуникаций становилась все более густой, включала все больше ответвлений. Основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу.

 

Факторы эволюции Великого шелкового пути. Развитие Шелкового пути зависело как от экономических, так и от политических факторов.

 

В товарообмене между Востоком и Западом товары шли в основном с востока на запад. Покупательская способность европейцев была нестабильной. 


В многовековой истории человеческой цивилизации найдется немало примеров  взаимовыгодного культурного и экономического обмена между странами и народами с различными религиозными и этническими традициями. Однако самым уникальным  таким примером  является Великий шёлковый путь.

Великий Шелковый путь- это  так называемый торговый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до берегов Тихого, пересекавший весь Евроазиатский континент и соединявший страны Средиземноморья с Дальним Востоком. Со II века до н.э. и до конца XVII в. н.э. продолжалась деятельность этого великого торгового пути.   Это была не просто торговая дорога-  это был так называемый культурно-экономический мост между Востоком и Западом, соединявший различные народы в стремлении к мирному  сотрудничеству.

На пути караванов возникали и расцветали торгово-ремесленные поселения, караван-сараи, богатые города. Торговцы, путешественники  и паломники, следовавшие по этим  путям, распространяли не только товары, но  также  новые религии, обычаи, производство изделий.

До II века до н.э. путь из Европы в Азию обрывался у границ Китая. С конца II века до н.э. китайцы начинают налаживать первые торговые  контакты. В 138 году до н.э. китайский сановник Чжань Цянь находился с   дипломатической миссией в Средней Азии. Задачей его миссии было  убедить  кочевников из племени юэчжей стать союзниками китайской империи Хань в борьбе с кочевниками сюнну, нападавшими на империю с севера. По возращении Чжан Цянь  поведал императору об уникальных странах к западу от Китая. Он рассказал  о развитом ремесле и земледелии городов Средней Азии, которые   вели  торговлю с Индией, Ближним и Средним Востоком. Он сообщил также о породистых рослых конях, не идущих ни в какое сравнение с низкорослыми китайскими лошадками. Народы этих земель не были знакомы с  культурой тутового шелкопряда и не умели выделывать шелк. Император загорелся желанием иметь таких лошадей, так как обладание ими давало огромные преимущества в борьбе против кочевников и обменивать их на шелк.

В 121 г. до н. э. первый караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился вдоль отрогов Тянь-Шаня  к Ферганскому оазису. Таким образом, последнее десятилетие II века до н.э. и принято считать датой рождения Великого шелкового пути.

Китайцы везли с собой кроме  шелка металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит, коралл и другие товары среднеазиатского производства. Так постепенно стали развиваться и укрепляться торговые отношения между Средней Азией и Китаем.

Великий Шелковый путь имел несколько маршрутов, которые проходили через разные перевалы в горных хребтах и обходили пустыни. Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
- южная дорога — от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;
- северная дорога — от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

Между южной и северной дорогой было много  промежуточных маршрутов и ответвлений и основные маршруты сдвигались то на северную, то на южную дорогу. Основными товарами, которые купцы везли из Китая, Средней Азии долгое время были: китайский шелк, драгоценные камни, жемчуг, экзотические украшения, дорогая фаянсовая и фарфоровая посуда, перец, пряности. В Европе долгое время бытовало мнение, что шёлк растет на деревьях, потому что только китайцы знали секрет шелкопрядной культуры. В период правления Августа Рим расплачивался за китайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями. У китайцев же не было причин опровергать эти легенды, так как тем самым  они обеспечили себе прочную монополию  этой дорогостоящей ткани. Парфяне, через территорию которых шла торговля, точно так же не считали нужным выдавать тайны изготовления шёлка, поскольку получали из торговли  значительную прибыль.

Под влиянием Китая в Центральной Азии стало развиваться шелководство и бумагопроизводство, а Китай в свою очередь воспринял от Центральной Азии культивирование винограда, люцерны, лука, хлопка, граната, грецкого ореха, фигового дерева и огурцов.

Само название "Великий шёлковый путь" было введёно в историческую науку учёными XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен написал книгу "Китай", в которой он впервые назвал этот торговый путь "Великим шёлковым". Протяжённость Великого шёлкового пути составляла 12 тысяч километров, поэтому мало кто из торговцев проходил всю эту дорогу полностью. В основном они двигались, сменяя друг друга, и обменивали товары в пунктах на этом пути.

Для успешного функционирования Шелкового пути была необходима политическая стабильность на всем протяжении пути, от восточного Средиземноморья до Китая. Междоусобные войны и упадок центральной власти приводили к разорению некоторых городов на торговых путях и грабежу караванов. Это вело даже к разрушению отдельных ответвлений Шелкового Пути.

Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В 14-15 вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей.

В результате этих  факторов к 16 веке  Великий Шелковый Путь окончательно прекратил свое существование. Впрочем, некоторые ответвления  Шелкового пути продолжали еще долго функционировать (например, караванная торговля между Средней Азией и Китаем прекратилась лишь в 18 веке).

История Великого шелкового пути рассматривается в наши дни как актуальный опыт взаимовыгодной торговли и мирного культурного общения разных стран и народов.


Великий Шелковый Путь - это знаменитый, древний, торговый маршрут караванов, начинающийся и закачивающийся на противоположных сторонах земного шара: одна - на побережье Китая в Тихом Океане и другая - в Риме, в Средиземном море. Города Самарканд, Бухара и Хива служили как главные центры торговли и развития на перекрестках Великого Шелкового Пути, соединяя цивилизации Востока и Запада. Развитие производства шелка - это исторический феномен мировой цивилизации.
Китай - это место рождения производства шелка и изделий из шелка. В течение долгого времени в мире Китай был страной производящей только шелк, и шелковая фабрика была также ценна, как и золото.
 
Постепенно, производство шелка стало развиваться в других странах и особенно со 2-го века до н. э., когда Китайская Империя подписала соглашение с Даваньскими властями по вопросу открытия Шелкового Пути. Поэтому в 20-м году 2-го века до н.э. Шелковый Путь прошел через Давань в Ферганской Долине. Фердинанд фон Рихтофен, немецкий ученый и географ, исследовал значение шелка для Европейцев, используемого как валюту, или дань, или подарки и т.д.
Роль Великого Шелкового Пути в установлении и улучшении торговли и культурного общения между странами как Китай, Индия, Иран, страны Центральной Азии, Средний Восток и страны Средиземноморья, не может быть переоценена.
 
Верят, что Великий Шелковый Путь начался в Сиане, городе в Китае, расположенном в среднем течении реки Хуанхэ, и проходил через Ланьчжоу к Дуньхуан.
Здесь он был разделен на два пути: в северо-западном и юго-западном направлениях. Северный Путь проходил через Турфан к побережью Тарима, затем до Кашгара и Даваня, до Самарканда - столицы Согдианы и до Маргианы (Мерв). Южный Путь проходил через Хотан, Яркенд, горные склоны Памира в Зариасп (Балх) - столицу Бактрии. Здесь Южный путь был поделен на два другие маршрута: один вел в Индию, другой на Запад и в Мерв, где сливался с Северным Путем. Далее, он проходил через Нису - столицу Парфии, Гекатомпил - столицу Ирана, города Эпалин и Экбатану в Месопотамию и далее через Багдад и Ктесифон, проходя по правому берегу реки Даджили, шел в Северном направлении в Дамаск, проходя города Нассибин и Антиохию. Из Дамаска в Тиру и затем через Куддуз в Египет.
 
Кроме шелка, по этому знаменитому пути доставлялись другие разнообразные ткани, ковры, зеркала, металлы, ювелирные изделия, лекарства, лошади и верблюды из Бактрии и Даваня, сочные и вкусные фрукты из Центральной Азии, книги и научные сокровища античности.
 
В 3м-4м веках Шелковый Путь был главным путем для китайских паломников, для путешествия в Индию.
 
В 10-м веке международное значение Великого Шелкового Пути возросло благодаря развитию торговых отношений между Китаем, Арабским Халифатом и Византией.
 
Позже, в 15 веке, Шелковый Путь потерял свое значение в результате некоторых географических открытий и развитию морских путей.
 
В настоящее время было решено, с помощью сотрудничества многих стран возродить Великий Шелковый Путь как главный канал для развития укрепления сотрудничества между Востоком и Западом.

Великий шелковый путь - своеобразный феномен истории развития человечества, его стремления к единению и обмену культурными ценностями, завоевания жизненного пространства и рынков сбыта для товаров. На Востоке говорят: "сидящий - циновка, идущий - река". Движение - это жизнь, и путешествие, познание мира всегда было движущей силой прогресса.
Этот крупнейший в истории человечества трансконтинентальный торговый путь связывал Европу и Азию и в былые времена простирался от античного Рима до древней столицы Японии Нары. Конечно, торговля между Востоком и Западом велась с незапамятных времен, но это были отдельные отрезки будущего великого пути. Возникновению торговых связей во многом способствовала разработка в горах Центральной Азии месторождений полудрагоценных камней - лазурита, нефрита, сердолика, бирюзы, ценимых на Востоке. Так, существовал "лазуритовый" путь, по которому из Центральной Азии в Иран, Месопотамию и даже в Египет доставляли этот камень. Одновременно с ним складывался "нефритовый" путь, связывающий области Хотана и Яркенда с районами Северного Китая. Кроме того, в страны Передней Азии из Согдианы и Бактрии вывозился сердолик, а из Хорезма - бирюза. Все эти маршруты, в конце концов, влились в Великий шелковый путь.
Подлинное начало великой магистрали, связавшей караванные пути, проложенные из Центральной Азии на Запад и Юг, и дороги, ведущие из Китая в Восточный Туркестан, относят к середине второго века до нашей эры, когда для китайцев впервые был открыт Западный край - страны Центральной Азии.
Надо сказать, что этот путь никогда не был единой магистралью, а включал в себя различные маршруты, которые разветвлялись, подобно кроне могучего дерева. Так, одна из главных дорог, пересекающая Азию с востока на запад, начиналась в столице древнего Китая Чаньане и следовала до его северо-западных границ вдоль пустыни Гоби, через Таримский бассейн, далее по Восточному Туркестану. Переправившись через Тянь-Шань, часть караванов шла через Ферганскую долину и Ташкентский оазис в Самарканд - столицу Согдианы, Бухару, Хорезм, далее к берегам Каспия. Часть караванов из Самарканда держала путь в Бактрию и через долину Кашкадарьи выходила к Термезу, откуда, переправившись через Амударью, направлялась на Юг в Бактры и Индию.
Другое ответвление дороги из Тарима огибало пустыню Такла-Макан с юга и через Хотан и Яркенд вело в Бактры (северный Афганистан) и Мерв, откуда через Персию, Сирию доходило до Средиземноморья, и часть товаров морем попадала в Рим и Грецию.
Как следует из названия, главным предметом торговли на караванных путях был шелк, весьма ценимый во всем подлунном мире. Например, в раннем средневековье шелк был самой популярной расчетной единицей, вытесняя из обращения даже золото. Так, в Согдиане цена коня приравнивалась к стоимости десяти отрезов шелка. Шелком платили за выполненную работу, за содержание наемников, шелком можно было откупиться от наказания за преступление.
Впервые "шелковыми" эти караванные дороги назвал венецианский купец Марко Поло, первым из европейцев достигший пределов Китайской империи. А в научный оборот термин "Великий шелковый путь" в 1877 году ввел немецкий исследователь Фердинанд Рихтгофен в своем фундаментальном труде "Китай".
Шелк был хотя и главным, но далеко не единственным товаром, который перевозился по трансконтинентальному пути. Из Центральной Азии вывозились кони, верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла, кожа и шерсть, ковры и хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы. Из Китая караваны везли фарфор и металлическую посуду, лакированные изделия и косметику, чай и рис. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности и многое другое.
По Великому шелковому пути двигались не только торговые караваны, по нему распространялись культурные достижения народов, духовные ценности, религиозные идеи. Буддизм был наряду с другими религиями Кушанского царства и отсюда распространился до Китая. В первые века нашей эры из Малой Азии проникло христианство. Суровые воины Арабского халифата в VII веке принесли учение ислама.По дорогам, проложенными купцами и проповедниками, от монгольских степей до европейских равнин прокатились орды Чингисхана. Из самого сердца Великого шелкового пути - Самарканда начинал свои походы великий полководец средневекового Востока Темур.
Наконец, по караванным дорогам на протяжении столетий путешествовали ученые, исследователи. Из путевых записок и научных трудов китайского монаха Сюань Цзяна и венецианского купца Марко Поло, арабского путешественника –купца Ахмеда ибн Фадлана и баварского воина Шильтбергера, венгерского исследователя Арминия Вамбери и шведского географа Свена Хедина, русского ученого Алексея Федченко и французской журналистки Эллы Майяр, американского геолога Рафаэля Пампелли и французского путешественника Жозефа Мартена мы знаем об истории народов, населявших страны, лежавшие вдоль Великого шелкового пути, их обычаях и нравах.
Живой памятью о народах, проложивших эту уникальную магистраль, связавший Восток и Запад, служат и древние узбекистанские города Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез, Ташкент с их архитектурными памятниками, олицетворяющими многовековую историю Великого шелкового пути.

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.