Перспективы машиностроения 

6 417

Предприятия, работающие на развитие машиностроительных комп­лексов, все более специализируются на производстве отдельных комплек­тующих. В то же время в себестоимости готовой продукции уменьшается удельный вес сырья и повышается удельный вес квалифицированного труда и его значение. Подобная картина наблюдается и в том, что при машиностроительных предприятиях имеются профессионально-технические колледжи, научно-экспериментальные конструкторские бюро.

Авиационное производственное объединение в Ташкенте можно назвать образцом такого рода предприятий. Это предприятие фактически является «городом в городе». Здесь работают несколько десятков тысяч рабочих, инженеров, конструкторов. Самый большой в мире транспортный самолет марки «Антей» был создан на этом предприятии. В 1993 году объединение разработало самолет марки «ИЛ-114», рассчитанный на 64 пассажира. По сравнению с устаревшими моделями «АН-24» и «ЯК-40», он расходует топлива в два раза меньше.

Начиная с середины прошлого века электротехническая промышленность стала формироваться как отдельная отрасль. Тогда работало более 10 электротехнических заводов. Была заложена основа завода «Алгоритм» по производству ЭВМ. Введен в строй завод «Зенит», выпускающий микроэлектронные элементы для ЭВМ, микросхемы, дистанционные системы управления и другую продукцию. В 1990 году концерн был превращен в объединение «Узэлтехсаноат». В его составе действует более 50-ти предприятий. Вместе с фирмами России, Турции, Южной Кореи, США, Сингапура и других стран создано более 20 совместных с объединением предприятий.

Радиоэлектроника и электротехника — быстро развивающиеся перспективные отрасли машиностроительного комплекса республики. Наличие в нашей стране залежей таких редких металлов, как золото, серебро, медь, цинк, кремний, вольфрам, каолин, кварцевый песок, урановое сырье, а также достаточного количества трудовых ресурсов обеспечивает стабильное развитие отрасли.

В настоящее время в отраслях машиностроения трудятся около 100 тысяч человек.
 
Развитие текстильной промышленности зависит не только от сырья, но и от оснащения ее ткацкими станками, оборудованием. Такая продукция изготавливается на объединении «Узбектукимачиликмаш». Его предприятия находятся в городах Ташкенте, Коканде, Джизаке.

Химическое и нефтехимическое машиностроение было создано в 1941 году. Его крупное предприятие в Чирчике — завод «Узбекхиммаш» вначале производил инструменты и оборудование для предприятий химической, микробиологической, целлюлозно-бумажной промышленности. Сейчас он выпускает химическое оборудование, турбокомпрессоры, вентиляторы, насосы. На Ташкентском заводе «Компрессор» изготавливаются переносные компрессорные станции. В Намангане производится оборудование для нефтяных и газовых скважин.

В коммунально-хозяйственной машиностроительной отрасли функ­ционирует Самаркандский лифто-строительный завод. Здесь произво­дятся пассажирские и грузовые лифты, деревообрабатывающие станки. На базе завода создано Россий- ско-узбекское совместное пред­приятие «Шарклифт».

В дислокации и перспективе машиностроительных пред­приятий решающую роль играет человеческий фактор. Для обес­печения сельского населения занятостью в машиностроении малого предприятия, специали­зирующиеся на производстве деталей для машин, теперь переместятся в села.

До середины прошлого века машиностроение Узбекистана производило только сельскохо­зяйственные машины и поставляло машины и оборудование для их ремонта на предприятия по переработке хлопка. Теперь же только половина предприятий машиностроительного комплекса связана с агропромышленным комплексом. В последнее время в машиностроении нашей страны наряду с развитием традиционных отраслей стали быстро развиваться отрасли, требующие меньше металла и больше затрат труда. В результате получило развитие многоотраслевое машиностроение.

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.