Перспективы машиностроения
Предприятия, работающие на развитие машиностроительных комплексов, все
более специализируются на производстве отдельных комплектующих. В то же время
в себестоимости готовой продукции уменьшается удельный вес сырья и повышается
удельный вес квалифицированного труда и его значение. Подобная картина
наблюдается и в том, что при машиностроительных предприятиях имеются
профессионально-технические колледжи, научно-экспериментальные конструкторские
бюро.
Авиационное производственное объединение в Ташкенте можно назвать образцом
такого рода предприятий. Это предприятие фактически является «городом в
городе». Здесь работают несколько десятков тысяч рабочих, инженеров,
конструкторов. Самый большой в мире транспортный самолет марки «Антей» был
создан на этом предприятии. В 1993 году объединение разработало самолет марки
«ИЛ-114», рассчитанный на 64 пассажира. По сравнению с устаревшими моделями
«АН-24» и «ЯК-40», он расходует топлива в два раза меньше.
Начиная с середины прошлого века электротехническая промышленность стала формироваться как
отдельная отрасль. Тогда работало более 10 электротехнических заводов. Была
заложена основа завода «Алгоритм» по производству ЭВМ. Введен в строй завод
«Зенит», выпускающий микроэлектронные элементы для ЭВМ, микросхемы, дистанционные
системы управления и другую продукцию. В 1990 году концерн был превращен в
объединение «Узэлтехсаноат». В его составе действует более 50-ти предприятий.
Вместе с фирмами России, Турции, Южной Кореи, США, Сингапура и других стран
создано более 20 совместных с объединением предприятий.
Радиоэлектроника и электротехника — быстро развивающиеся
перспективные отрасли машиностроительного комплекса республики.
Наличие в нашей стране залежей таких редких металлов, как золото, серебро,
медь, цинк, кремний, вольфрам, каолин, кварцевый песок, урановое сырье, а также
достаточного количества трудовых ресурсов обеспечивает стабильное развитие
отрасли.
В настоящее время в отраслях
машиностроения трудятся около 100 тысяч человек.
Развитие текстильной промышленности зависит не только от сырья, но и от
оснащения ее ткацкими станками, оборудованием. Такая продукция изготавливается
на объединении «Узбектукимачиликмаш». Его предприятия находятся в городах
Ташкенте, Коканде, Джизаке.
Химическое и нефтехимическое машиностроение было создано в 1941
году. Его крупное предприятие в Чирчике — завод «Узбекхиммаш» вначале
производил инструменты и оборудование для предприятий химической,
микробиологической, целлюлозно-бумажной промышленности. Сейчас он выпускает
химическое оборудование, турбокомпрессоры, вентиляторы, насосы. На Ташкентском
заводе «Компрессор» изготавливаются переносные компрессорные станции. В
Намангане производится оборудование для нефтяных и газовых скважин.
В коммунально-хозяйственной машиностроительной отрасли функционирует
Самаркандский лифто-строительный завод. Здесь производятся пассажирские и
грузовые лифты, деревообрабатывающие станки. На базе завода создано Россий-
ско-узбекское совместное предприятие «Шарклифт».
В дислокации и перспективе машиностроительных предприятий решающую роль играет человеческий фактор.
Для обеспечения сельского населения занятостью в машиностроении малого
предприятия, специализирующиеся на производстве деталей для машин, теперь
переместятся в села.
До середины прошлого века машиностроение Узбекистана производило
только сельскохозяйственные машины и поставляло машины и оборудование для их
ремонта на предприятия по переработке хлопка. Теперь же только половина
предприятий машиностроительного комплекса связана с агропромышленным
комплексом. В последнее время в машиностроении нашей страны наряду с развитием
традиционных отраслей стали быстро развиваться отрасли, требующие меньше
металла и больше затрат труда. В результате получило развитие многоотраслевое
машиностроение.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.