История и современное развитие географической науки 

17 803

С учётом исторического хода географических открытий, развития идей и знаний в  географии история этой науки подразделяется на несколько этапов.

Древний, или античный этап. В глубокой древности географический кругозор  людей расширялся при поиске благоприятных для жизни и богатых природными ресурсами мест. Уже  во  2-ом тысячелетии до н.э. финикийские мореплаватели  выходили в Атлантический океан из Средиземного моря через Гибралтарский  пролив,  плавали  вдоль  африканского  побережья, совершали плавания в Индию. С тех времен используются названия «Европа» и «Азия».

Древние греки и римляне не только составляли описания различных территорий, но  и изображали их на картах. Имеются сведения, что Гомер в XII в. до н.э. составил  карту мира, где было нанесено Средиземное море и его побережье. Ученики Пифагора в VI в. до н.э. высказали предположение о шарообразности Земли. Аристотель в IV в. до н.э. логически доказал шарообразность Земли и наличие  климатических поясов на земной поверхности. Он выдвинул идею геоцентрической  модели мира, согласно которой в центре мира находится Земля. В III веке до н.э.  Эратосфен впервые с довольно высокой точностью определил размеры Земли, написав труд под названием «Географика», стал основоположником географии как  отдельной науки. Во II в. н.э. Птолемей создал 8-томный труд «География»,  предложил использование картографических проекций и градусной сетки при составлении  карт, создал первый в истории  атлас.  На  этом  же  этапе Страбоном был написан труд «География» в 17 томах.

Основные результаты данного этапа: появилась наука география, было написано несколько крупных научных трудов под названием «География», составлены  первые карты мира, изобретены географические координаты и градусная сетка, логически  доказана шарообразность Земли и впервые определены размеры нашей планеты.

Средневековый этап. В этот период география, как и многие науки, в большей  степени развивалась на Востоке, в частности, в Средней Азии, Египте, Персии. В  географии получили развитие краеведение, картография, геодезия. Мухаммад ибн Муса aль-Хорезми в IX веке доказал шарообразность Земли и очень точно вычислил размеры земного шара. Его научный турд "Сурат-аль-Арз” положил начало науке географии на Востоке.

Особая заслуга в развитии географии принадлежит Абу Райхану Беруни. Он  считается автором 22 трудов географического содержания, из которых 12  посвящены геодезии, 4 - картографии, по 3 климатологии и минералогии.  Созданный им глобус с изображением Северного полушария  наглядно показывал  шарообразность Земли, был источником научных знаний о природе Северного  полушария планеты. Беруни, в отличие от античных учёных, больше склонялся  к  гелиоцентрической системе мира.

Абдураззак Самарканди совершил путешествие в Индию, собрал ценные сведения  о Персии и Аравийском море. Ахмад Фергани написал важные труды по астрономии,  климатологии, гидрологии. Он восстановил работу древнего «Нилометра»,  предназначенного для измерения расхода воды реки Нил. Множество карт составил Омар Хайям. Якут Хамави составил географический словарь - энциклопедию  географических знаний своего времени. Захириддин Мухаммад Бабур  внёс большой  вклад в изучение географии своим произведением «Бабурнаме».

На этом этапе в расширение географического кругозора большой вклад  внесли  и  европейские путешественники. В 982 г. Эрик Рыжий открыл Гренландию, а позже  его сын Лейв Эриксон открыл и исследовал северо-восточное побережье Северной Америки. В 1271–1295 гг. венецианский купец Марко Поло побывал в Китае. В 1466–1472 гг. русский купец Aфанасий Никитин посетил Индию, написав книгу «Хождение за  три моря».

Основные результаты данного этапа: уточнены сведения о форме и размерах Земли, заложены основы таких наук, как геодезия, картография, гидрология, климатология, написаны крупные научные труды по краеведению и страноведению, положено начало развитию географии на Востоке.

Этап Великих географических открытий. Во 2-ой половине XV века в Европе проявляется большой интерес к поискам морского пути в Индию и Китай.  Это  стало предпосылкой эпохи Великих географических открытий, которые шли в трёх направлениях: 1)южном – вдоль берегов Африки; 2)западном – через Атлантический океан; 3)северном  – в сторону холодных северо-восточных территорий Евразии.

Этот этап начался в 1492 году с первого плавания Христофора Колумба. Колумб  совершил четыре плавания в Америку, открыл множество островов и прибрежных земель, но считал при этом, что посещал Индию. В 1499-1501 годах Америго Веспуччи, исследовав берега Южной Америки, пришёл к выводу, что открытые Колумбом земли не Индия, а ранее неизвестная европейцам часть света. В 1507 году М.Вальд- земюллер в книге «Введение в космографию» дал этим землям название  «Терра Америка» в честь Америго Веспуччи. Позже Меркатор на своих  картах использовал название «Америка» по отношению к обоим материкам, расположенным в Западном полушарии.

В 1498 году экспедиция португальца Васко да Гамы, обогнув Африку, открыла  морской путь из Европы в Индию. В 1519-1521 годах испанская экспедиция под  командованием португальца Фернана Магеллана совершила первое в истории  кругосветное плавание. В результате была подтверждена шарообразность Земли и  стала очевидна целостность Мирового океана.

В XVI веке несколько английских и голландских мореплавателей предприняли  попытки открыть морские пути из Европы в Индию и Китай в северо-западном и  северо-восточном направлениях. В результате были изучены северные берега  Северной Америки и Евразии, открыты расположенные вблизи них острова. Было  положено начало исследованиям природы внутренних районов Северной Америки. Однако морские пути в Азии в этом направлении не были еще открыты и освоены.

С конца XVI столетия началось изучение европейцами территорий в Южной Азии,  Австралии и Океании. В 1605 году голландский путешественник Виллем Янсзон  открыл материк Австралия. Позже, в 1641-1643 годах, А.Тасман проплыл вокруг  материка.

На этом этапе обширные территории на севере и северо-востоке Евразии  исследовали, нанесли на карту и описали русские землепроходцы.

Собранные всеми экспедициями сведения послужили расширению и совершенствованию географических знаний того времени. В 1544 году была  издана  книга  С.Мюнстера  «Космография», в 1650 году – труд голландского  учёного Б.Варениуса «Общая география». Г.Меркатор разработал математическую  основу карт, картографические проекции. Все эти достижения заложили основу  для  дальнейшего развития научной географии.

Основные результаты данного этапа: открытие Северной и Южной Америки,  Австралии; практическое доказательство шарообразности Земли и единства Мирового океана; открытие неизвестного ранее европейцам  Тихого океана  и выяснение того, что большую часть земной поверхности занимает не суша, а океан.

Этап формирования научной географии. В XVII веке в развитии многих наук был  достигнут прогресс. Стали снаряжаться крупные целенаправленные географические  экспедиции. Важнейшие из них - русская экспедиция 1725–1741 годов под  предводительством В.Беринга и А.Чирикова, французская  экспедиция  1785–1788  гг. под руководством Ж.Лаперуза и 3 кругосветных плавания под командованием  английского мореплавателя Дж.Кука в 1768–1779 годах. В ходе этих экспедиций  были исследованы Курильские острова, Камчатка и Чукотка, северные берега Азии, внутренние районы Африки и Южной Америки, восточное побережье Австралии,  острова Новая Зеландия, Новая Каледония, Южная Георгия, Гавайи, острова Общества, острова Кука и другие.

По мере накопления знаний о внутреннем строении Земли и тектонических  движениях из географии в качестве отдельной науки выделилась геология. Расширение знаний о рельефе земной поверхности, поверхностных и подземных  водах, атмосферных явлениях, растениях способствовало формированию таких  географических наук, как геоморфология, гидрология, метеорология и  геоботаника. На этом этапе научные труды по географии были посвящены в основном описанию  и картографированию природных условий исследованных территорий.

В это время был создан ряд научных гипотез и теорий, написаны теоретические  труды по географии. Это космогоническая теория Канта-Лапласа, теория Палласа  о  возрасте геологических пластов, гипотеза Лейбница о роли вулканизма в  горообразовании, книги М.В.Ломоносова «О слоях земных» и «Слово о явлениях  воздушных, от электрической силы происходящих», книга И.Канта «Лекции по  физической географии» и другие.

Основные результаты данного этапа: на научной основе исследованы различные части мира; созданы новые научные теории и гипотезы; предложены новые картографические проекции и способы изображения  рельефа на картах; написаны крупные научные труды, в науке географии получили развитие некоторые самостоятельные дисциплины.

Развитие географии в XIX веке и 1-ой половине XX века. На этом этапе начали создаваться национальные географические общества, в частности, в Франции  (1821), Германии (1828), Великобритании (1830), России (1845). В 1897 году был  основан Туркестанский филиал Русского географического общества в Ташкенте.  Были осуществлены масштабные научные экспедиции. В 1821 году экспедицией  Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева была открыта Антарктида. В 1823–1825 гг. О.Коцебу в ходе кругосветного плавания исследовал формирование коралловых островов, а физик Э.Ленц впервые применил для измерения глубины прибор  батометр. Д.Ливингстон в течение десятилетий изучал внутренние районы Африки.  П.П.Семёнов-Тяншанский провёл первые крупные научные исследования внутренних районов Средней Азии. Р.Пири в 1909 году покорил Северный полюс, а Р.Амундсен в 1911 году - Южный.

А.Гумбольдт в ходе своих путешествий по Европе, Америке, Азиатской части  России  собрал огромный материал о природе Земли. Он открыл закономерность широтной  зональности и высотной поясности растительного покрова. Эти сведения обобщены в фундаментальных многотомных трудах "Картины природы”, "Космос”. Гумбольдт, рассматривая природу как целостную, непрерывно развивающуюся по  определённым закономерностям систему, положил начало новой географии.  Задачами географии стали изучение природы в целостности и развитии,  выявление  и объяснение закономерностей природы, определение взаимосвязей между  природными явлениями.

Ч.Лайелем была разработана теория развития земной коры. В.В.Докучаев создал  учение о географической зональности, А.А.Григорьев - учение о географической оболочке, В.И.Вернадский - учение о  биосфере.

Основные результаты данного этапа: созданы географические общества, покорены  Северный и Южный полюс, на карте мира практически не осталось «белых  пятен»,  возникла научная география, сложилась наука океанография, созданы первые  метеорологические и гидрологические станции, изучена сущность движений в  атмосфере и океане, разработана теория развития земной коры. Создан ряд учений: о географической зональности, географической оболочке, биосфере.

Современный этап. География интенсивно развивается под воздействием научно-технического прогресса. Основная особенность развития географии на  современном этапе - это широкое применение в географических исследованиях моделирования  и эксперимента, геоинформационных систем, компьютерных технологий, космических  методов. С помощью космических методов были обнаружены кольцевые структуры  земной коры, кольцевые движения в атмосфере и океане, вертикальный обмен  водных масс в океане. Воздействие человека на природу усилилось, выйдя за  пределы географической оболочки. Это обуславливает развитие географических исследований не только локальных и региональных явлений, но и процессов  глобального масштаба.

Появляются новые направления географической науки. Например, в составе  ландшафтоведения сформировались прикладное и антропогенное  ландшафтоведение. Возникают научные направления и на  стыке  разных областей науки. Например, на стыке географии и медицины сформировалась медицинская  география, на стыке географии, истории и языкознания развивается наука о географических названиях - топонимика.

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

Комментарий - 1

  • Елена
    Елена
    16:51 | янв 17, 2018
    Спасибо большое, за краткий доступный материал. Готовилась к экзамену - прочитав статью сразу поняла о чем нужно говорить, все вспомнилось.