Основные парадигмы геополитического развития мира
В современной геополитике на смену «двублочному региону» пришел ряд
парадигм.
Первая парадигма акцентирует внимание на различия между центром и периферийными регионами.
Именно такая ситуация сложилась между Югом и Севером, то есть между
развивающимися и развитыми государствами.
Во второй парадигме особо подчеркиваются различия между прошедшими войнами. В настоящее время
разрабатывается теория безопасных для человека войн.
В третьей парадигме предполагается ренационализация государственной
политики. Распад многонациональной империи порождает проблему образования
моноэтнического государства. Все этнические, классовые и религиозные
противоречия подчиняются главной цели, т.е. — созданию государства
определенной нации.
Четвертая парадигма обращает внимание на различия между региональными
структурами. В данном случае в центре структуры появляется государство,
способное влиять на ситуацию в регионе («Великий Иран», «Великий Пакистан»,
«Великий Китай»),
Как считал Г. Киссинджер, в XXI веке международная
система будет включать как минимум 6 силовых центров. Они могут состо ять из США, Европы,
Китая, Японии, России, Индии и множества средних и небольших государств. Эти
силовые центры принадлежат к пяти цивилизациям. И поэтому, отмечает он XXI век
будет отражать в себе взаимосвязь этих цивилизаций.
Пятая парадигма основана на развитии цивилизаций. Директор центра стратегических
исследований Гарвардского университета С. Хантингтон считает, что нет «вообще
человечества», существуют только иудаизм, христианство, ислам, буддизм и
подобные им цивилизации. Самая большая опасность заключается в том, говорит он,
что существует большая вероятность возникновения между ними вооруженных
конфликтов.
В своей статье под названием «Столкновение цивилизаций» Хантингтон называл
цивилизации наивысшей степенью общественно-культурных групп. Он считал, что каждая
цивилизация обладает только свойственным ей одной историческим развитием, общностью
религиозных, языковых, традиционных особенностей, общностью либо схожестью
задач, выполняемых общественными институтами и т.п.
По его утверждению, в международных отношениях на современном этапе,
значение фактора цивилизаций только крепнет. Данное положение основано на
указанных ниже факторах:
1.Между цивилизациями существует весьма значительная разница (основу их
составляет религия). Также значительно отличие и в политических режимах.
2.Крепнет взаимосвязь народов, представляющих разные цивилизации.
Подобная ситуация способствует росту самосознания в сфере цивилизации.
3.Растет значение религии. В некоторых регионах это принимает
фундаменталистские формы.
4.Слабеет влияние Запада на другие страны. И это обстоятельство
стимулирует стремление народа к познанию своих корней.
5.Снижается роль культурных различий по сравнению с экономическими и
политическими различиями при принятии компромиссных решений, то есть
культурные различия оказывают консервативное влияние на международные
отношения.
6.Усиливается экономический регионализм. При этом решающее значение
обретает имеющееся в основе множества экономических организаций и
интегрированных групп культурно-религиозное сходство.
А знаете ли вы?
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) (The European Bank for Reconstruction and Development) — международный банк, оказывающий
экономическое и социальное содействие странам Центральной и Восточной Европы,
а также государствам, входящим в состав СНГ. Он был создан усилиями
правительств 42 стран, внесшими в общей сложности 10 млрд экю. Функционирует с
1991 г., его штаб-квартира находится в Лондоне.
Узбекистан стал членом ЕБРР в 1992 г., и в этом же году банк открыл здесь
свое представительство. Начиная с 1993 г., данный банк участвует в
осуществлении проектов в Узбекистане.
ЕБРР выделил кредит на осуществление следующих проектов: для оснащения
нефтеперерабатывающего завода в Фергане (общая стоимость 81,5 млн экю); для
проектов, связанных с работами по увеличению мощности вырабатываемой энергии и
оснащению Сырдарьинской ГРЭС современным, отвечающим международным стандартам,
оборудованием (общая стоимость проекта 25,2 млн экю); реконструкция Ташкентского
аэропорта, а также закупки специального оборудования для обеспечения
безопасности (сумма проекта 43,5 млн экю).
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.