Основные парадигмы геополитического развития мира 

2 582

В современной геополитике на смену «двублочному региону» пришел ряд парадигм.
Первая парадигма акцентирует внимание на различия между центром и периферийными регионами. Именно такая ситуация сло­жилась между Югом и Севером, то есть между развивающимися и развитыми государствами.

Во второй парадигме особо подчеркиваются различия между прошедшими войнами. В настоящее время разрабатывается теория безопасных для человека войн.

В третьей парадигме предполагается ренационализация госу­дарственной политики. Распад многонациональной империи по­рождает проблему образования моноэтнического государства. Все этнические, классовые и религиозные противоречия подчиняют­ся главной цели, т.е. — созданию государства определенной на­ции.

Четвертая парадигма обращает внимание на различия между региональными структурами. В данном случае в центре структуры появляется государство, способное влиять на ситуацию в регионе («Великий Иран», «Великий Пакистан», «Великий Китай»),

Как считал Г. Киссинджер, в XXI веке международная система будет включать как минимум 6 силовых центров. Они могут состо­ ять из США, Европы, Китая, Японии, России, Индии и множе­ства средних и небольших государств. Эти силовые центры принад­лежат к пяти цивилизациям. И поэтому, отмечает он XXI век будет отражать в себе взаимосвязь этих цивилизаций.

Пятая парадигма основана на развитии цивилизаций. Директор центра стратегических исследований Гарвардского университета С. Хантингтон считает, что нет «вообще человечества», существуют только иудаизм, христианство, ислам, буддизм и подобные им цивилизации. Самая большая опасность заключается в том, говорит он, что существует большая вероятность возникновения между ними вооруженных конфликтов.

В своей статье под названием «Столкновение цивилизаций» Хантингтон называл цивилизации наивысшей степенью обществен­но-культурных групп. Он считал, что каждая цивилизация обладает только свойственным ей одной историческим развитием, общно­стью религиозных, языковых, традиционных особенностей, общ­ностью либо схожестью задач, выполняемых общественными ин­ститутами и т.п.

По его утверждению, в международных отношениях на совре­менном этапе, значение фактора цивилизаций только крепнет. Дан­ное положение основано на указанных ниже факторах:
1.Между цивилизациями существует весьма значительная раз­ница (основу их составляет религия). Также значительно отличие и в политических режимах.
2.Крепнет взаимосвязь народов, представляющих разные циви­лизации. Подобная ситуация способствует росту самосознания в сфере цивилизации.
3.Растет значение религии. В некоторых регионах это принима­ет фундаменталистские формы.
4.Слабеет влияние Запада на другие страны. И это обстоятель­ство стимулирует стремление народа к познанию своих корней.
5.Снижается роль культурных различий по сравнению с эконо­мическими и политическими различиями при принятии компро­миссных решений, то есть культурные различия оказывают кон­сервативное влияние на международные отношения.
6.Усиливается экономический регионализм. При этом решаю­щее значение обретает имеющееся в основе множества экономи­ческих организаций и интегрированных групп культурно-религиоз­ное сходство.

 А знаете ли вы?
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) (The European Bank for Reconstruction and Development) — международный банк, оказывающий экономическое и социальное со­действие странам Центральной и Восточной Европы, а также государствам, входящим в состав СНГ. Он был соз­дан усилиями правительств 42 стран, внесшими в общей сложности 10 млрд экю. Функционирует с 1991 г., его штаб-квартира находится в Лондоне.

Узбекистан стал членом ЕБРР в 1992 г., и в этом же году банк открыл здесь свое представительство. Начиная с 1993 г., данный банк участвует в осуществлении проектов в Узбекистане.

ЕБРР выделил кредит на осуществление следующих проектов: для оснащения нефтеперерабатывающего завода в Фергане (общая сто­имость 81,5 млн экю); для проектов, связанных с работами по увеличе­нию мощности вырабатываемой энергии и оснащению Сырдарьинской ГРЭС современным, отвечающим международным стандартам, оборудо­ванием (общая стоимость проекта 25,2 млн экю); реконструкция Таш­кентского аэропорта, а также закупки специального оборудования для обеспечения безопасности (сумма проекта 43,5 млн экю).

plus  Использованные источники:

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.