Сырдарьинский вилоят
Площадь: 4,3 тыс. км²
Население: 878 600 тыс выш.(01.01.2022 г.)
Административный центр: Гулистан (40°29′01″ с.ш. 68°47′0″ в.д.)Деление: 5 город, 21 городков и 8 районов
Др. крупные города: Гулистан, Янгиер, Сирдарья, Ширин
Сырдарьинская вилоят расположена на левом берегу среднего течения реки Сырдарья, на территории Мирзачуля, занимающей по своей величине второе место в Средней Азии. Данная река выполняла задачу границы сформировавшихся издревле традиционных культур по земледелию и животноводству. По этой причине на обоих берегах Сырдарьи с древнейших времен образовались прочные цитадели и города.
Мирзачуль с востока граничит с Сырдарьей, с юга – подножиями Туркестанской горной цепи. Данный регион издревле считался важной связующей цепью треугольника культур Сугда, Довона и Шоша. Южнее Мирзачуля на территории Туркестанской предгорной цепи с каменного времени проживало население и об этом свидетельствуют археологические исследования. В те времена люди строили свои жилища в основном вдоль горных речек и родников. Изменения равновесия воды служило причиной исчезновения прежнего места жительства населения или их переезда на другое место. Дефицит источников воды оказывал свое влияние на рост населения и создание им пристанищ.
В священной книге зароострийцев "Авесто” Сырдарья упоминается под названием "Дану”, в произведениях греческих авторов – "Яксарт” и "Танаис”, китайских источниках- "Яашо”, арабских летописях -"Сайхун”, а в средние века , как "Сырдарья”.
В южной части предгорий Мирзачуля на основе искусственного орошения создавались пристанища для населения и это служило формированию на территории группы археологических памятников. Из-за отсутствия в оазисе искусственных источников воды, и за последние века в результате воздействия человеческой деятельности археологические памятники встречаются в разрозненном виде. В III и II веках до рождества Христова в составе государства Канг на западной части Хавастского района. нижней части Шурбулаксая был образован памятник Эски Ховос, а в нижней части Ширинсая – памятник Мунчоктепа.
Область впервые упоминается, как самостоятельный край под названием Устрошана в китайских летописях Бешйи, Сушйи и Таншу. В более ранних источниках она называлась Восточное Цао (безводный). Местность эта называлась так из-за отсутствия рек по сравнению с Чочом, Сугдом и Ферганой, жизнь здесь зависит только от наличия горных рек и родников. Мирзачуль в источниках согдской письменности называется "Чазирчик заи” – земля на впадине, низменности.
Через Сырдарьинскую область в древние времена и средние века проходили торговые сети Великого Шелкового пути, связывая Восток с Западом. Проход данной международной коммуникационной сети через данную территорию не мог не оказать заметного влияния. Населенные пункты, расположенные на караванных путях, за счет оказания торговли и различных услуг караванам, процветали и развивались. Среди таковых своими масштабами и величиной среди остальных особенно выделялись два – памятники Нурота Сайхунабадского района и Эски Ховос Хавастского района. Обитавшие здесь кочевники играли важную роль в торговых отношениях. Арабские источники свидетельствуют нам о кочевном племени угиз. По этой причине в Мирзачуле встречаются могилы-крепости кочевых племен. Многие из них по истечении времени уничтожены, однако одна могила-крепость, где захоронен руководитель племени угизов из Улкан Сая, до сих пор сохранилась на территории поселка Улугобод севернее города Гулистана.
Сведения о Хавасте впервые встречаются в произведениях арабских авторов Истархия, Ибн Хавкала, Ибн Хордодбека. Точная этимология Хаваста до сих пор неизвестна. Однако, по преданию, существующему среди народа, у одного падишаха была дочь по имени Хавас. Царевна была тяжело больна и табибы никак не могли ее вылечить. Ей было рекомендовано изменить климат и когда царевна оказалась в Хавасте, то излечилась от прежней болезни, да так и осталась здесь жить, занимаясь руководством благоустроительными работами. С тех пор это место в ее честь было названо Хавас, а затем оно стало называться Хаваст.
Хаваст неоднократно упоминается в произведении Захириддина Мухаммада Бабура "Бабур-наме”. В конце ХV века принцы тимуридов правитель Андижана Умаршайх, хоким Самарканда Султан Ахмад и хоким Ташкента Султан Махмуд вблизи Хаваста встретились лицом к лицу для сражения с участием большой армии. Для предотвращения напрасного кровопролития в дело вмешался известный ученый Ходжа Ахрор и примирил враждующие стороны. Данный факт приводится в "Бабур-наме”.
Памятник Нурота расположен на территории Сайхунабадского района и занимает 40 гектаров площади. Он считается самым крупным памятником в Мирзачуле. С ним не может сравниться даже Эски Ховос. Город был сформирован во второй половине IХ века и это подтверждают глиняные горшки и монеты, принадлежащие Исмаилу Сомоний, которые были отчеканены в 902-903 годах. Во времена правления Исмаила Сомоний для создания сильного централизованного государства, нанесения сокрушительного удара кочевникам на севере, не было необходимости строить оборонительные стены, для чего требовались большие средства и сила.
Арабский путешественник Ибн Хордодбек в своем произведении, относящемся к 885 году, писал, что расстояние из Заамина до Хаваста составляет 7 фарсах, а по степи из Хаваста до Шаша вдоль берега 9 фарсах.Оттуда через мост можно перейти в Банокат.
Нурота до ХI века имел значимость, как важное место перехода через реку вброд и отдыха караванов. Однако, во времена государства корахонидов он пришел в экономический упадок. По истечении двух веков Банокат, расположенный в правобережье, в результате оккупации монголов был превращен в руины. В ХVI веке Амир Темур восстановил Банокат вновь и в честь своего сына переименовал его в Шохрухию.
В середине века Хаваст был центром одноименного рустака. В письменных источниках о нем почти нет достаточных сведений. Арабские географы упоминают о нем, как месте остановки на перекрестке караванных путей. Так, например, Ибн Хавкал о Хавасте писал: ” если кто-то изберет путь из Заамина в Ходжент через Хаваст, то ему обязательно повстречается Куркат. В.Бартольд подчеркивал, что в Чирчикскую долину ведут две дороги: одна через Хаваст, а вторая-Джизак. Не упоминание Хаваста среди городов Уструшаны свидетельствует о том, что в то время он был кишлаком на торговом пути.
О том, что бескрайние земли Мирзачуля являются местом сокровищ было известно и в древние времена. Идея освоения здешних земель существовала и в древние времена.
В Сырдарьинской области сохранились следы таких каналов, как Уринбойугиз , Искандарарик, протяженностью 70 км. В ХУ веке Шохрух и Улугбек по оросительным каналам подняли воду Сырдарьи до Мирзачуля.
Памятник Сардоба, расположенный на территории поселка Пахтаабад Сардобинского района, свидетельствующий об истории нашей области, является одним из дошедших до наших дней памятников. Слово Сардоба по фарси ("сард”-холодный, сырость) и "об”- вода) означает "холодная вода”. Сардобы строились на караванных путях и как водные сооружения служили в основном для удовлетворения нужд караванов. По свидетельству географов среднего века в древности Мирзачуль пересекали три караванных пути. Два из них из Заамина через Хаваст вели вдоль Сырдарьи в Шаш, а третий путь - через Джизак по нынешней дороге Термез-Ташкент тоже вел в Шаш. Третий путь был самым коротким, но пересекал степь. По этой причине на этом пути были построены три сардобы. Первый из них – в 40 км. южнее от Чиназа, на месте нынешней территории Славянки Южного Казахстана и назывался он Яккасарай. Второй из них находился в 13 км. южнее, около кишлака Мирзакишлак Акалтынского района, а третий – в 30 км. южнее Мизасардобы, в 35 км. севернее Джизака под названием Ёгочли сардоба. Сохранились предания о том, что к созданию Ёгочли сардоба имеют отношение Амир Темур и Абдуллахон II, правящий в Бухарском ханстве в ХVI веке.
Изучение существующих на территории нашей области исторических памятников, бережное отношение и сохранение их для будущего поколения является одной из приоритетных задач сегодняшнего дня.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.